Налоговая система Российской Федерации
Все указанные выше объективные причины вызвали необходимость в продолжении налоговых реформ. В первую очередь, актуальным стало принятие, вместо целого пакета разноплановых налоговых законов с последующими дополнениями и изменениями, единого Налогового Кодекса.
В Российской Федерации юридической базой налогового законодательства служит ст. 57 Конституции РФ, которая гласит, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Налоговая система строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомства, подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
С 1.01.1999г. в РФ действует Налоговый Кодекс РФ. В нем определены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлен перечень федеральных, республиканских, в составе РФ, краевых, областных, автономных образований и местных налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок взимания отдельных видов налогов.
Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с 1.01.2005г. на территории РФ не действует.
В Налоговом Кодексе приведен перечень вводимых налогов и их разграничение по уровням:
федеральные налоги;
налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов;
местные налоги, которые вводятся или могут вводиться местными органами государственной власти.
В этом нормативном акте четко разграничена компетенция органов государственной власти по вопросам введения и определения ставок взимания соответствующего налога, а также его зачисления в тот или иной бюджет.
Следует отметить, что перечень налогов, взимаемых в стране ежегодно сокращался. И с 1 января 2005 г. статьи 13-15 Налогового Кодекса РФ закрепили его в следующем виде:
Федеральные налоги:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина.
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и взимаются на всей ее территории.
Региональные налоги и сборы:
налог на имущество организаций;
налог на игорный бизнес;
транспортный налог.
Местные налоги:
земельный налог;
налог на имущество физических лиц.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом. Статья 18 НК РФ предусматривает применение следующих специальных налоговых режимов.
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог);
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в виде единого налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
патентная система налогообложения.
Целый ряд нормативных актов регулирует правовое обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства в Российской Федерации. Среди них: Налоговый Кодекс РФ, Указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 «О министерстве Российской Федерации по налогам и сборам», Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти».
Принципы построения налоговой системы
Принципов, как и требований к построению системы налогообложения можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:
Малое частное предприятие Колосок
ОТРАСЛЬ,
ФИРМА И ЕЕ ПРОДУКЦИЯ
...
Доходы фирмы и методы их увлечения
Переход к рыночным отношениям в экономике Белоруссии ставит по-новому и
расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых
условиях существенно поменялись правовые, фи ...