Налоговая система Российской Федерации

Все указанные выше объективные причины вызвали необходимость в продолжении налоговых реформ. В первую очередь, актуальным стало принятие, вместо целого пакета разноплановых налоговых законов с последующими дополнениями и изменениями, единого Налогового Кодекса.

В Российской Федерации юридической базой налогового законодательства служит ст. 57 Конституции РФ, которая гласит, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Налоговая система строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомства, подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С 1.01.1999г. в РФ действует Налоговый Кодекс РФ. В нем определены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлен перечень федеральных, республиканских, в составе РФ, краевых, областных, автономных образований и местных налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок взимания отдельных видов налогов.

Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с 1.01.2005г. на территории РФ не действует.

В Налоговом Кодексе приведен перечень вводимых налогов и их разграничение по уровням:

федеральные налоги;

налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов;

местные налоги, которые вводятся или могут вводиться местными органами государственной власти.

В этом нормативном акте четко разграничена компетенция органов государственной власти по вопросам введения и определения ставок взимания соответствующего налога, а также его зачисления в тот или иной бюджет.

Следует отметить, что перечень налогов, взимаемых в стране ежегодно сокращался. И с 1 января 2005 г. статьи 13-15 Налогового Кодекса РФ закрепили его в следующем виде:

Федеральные налоги:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

водный налог;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

государственная пошлина.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и взимаются на всей ее территории.

Региональные налоги и сборы:

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

транспортный налог.

Местные налоги:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом. Статья 18 НК РФ предусматривает применение следующих специальных налоговых режимов.

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог);

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

патентная система налогообложения.

Целый ряд нормативных актов регулирует правовое обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства в Российской Федерации. Среди них: Налоговый Кодекс РФ, Указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 «О министерстве Российской Федерации по налогам и сборам», Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти».

Принципы построения налоговой системы

Принципов, как и требований к построению системы налогообложения можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Малое частное предприятие Колосок
ОТРАСЛЬ, ФИРМА И ЕЕ ПРОДУКЦИЯ ...

Доходы фирмы и методы их увлечения
Переход к рыночным отношениям в экономике Белоруссии ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, фи ...