Налоговая система Российской Федерации

налог смит кейнсианская теория

Для успешной реализации экономического назначения налогов каждая экономическая система в лице государства и его соответствующих институтов формирует налоговую систему.

Под налоговой системой в Большом экономическом словаре понимается «система, состоящая из следующих элементов: налоговых органов, налогового законодательства и практики его применения, совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке».

Д.Г. Черник, А.П. Починок раскрывают понятие «налоговая система» как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны, а так же форм и методов их построения».

Т.Ф. Юткина полагает, что «государственная налоговая система - совокупность императивных форм обобщения части совокупного дохода корпораций и граждан, структурированная в подсистемы подоходных, потребительских, ресурсных и имущественных налогов, а также комплекс экономико-правовых и методико-функциональных принципов и реализующих их действий государственных органов управления в лице финансовых и налоговых администраций».

В.Г. Пансков определяет налоговую систему как «совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществление налогового контроля, а также привлечение к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства».

Таким образом, можно определить, что налоговая система - это совокупность налогов и сборов, участников налоговых правоотношений, законодательства, определяющего налоговые вопросы.

Требования, предъявляемые к налоговой системе, являются признаками (критериями), характеризующими ее оптимальность и эффективность функционирования. К основным требованиям, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие:

рациональность;

оптимальность;

минимизацию количества элементов, составляющих налоговую систему;

справедливость, в том числе социальную справедливость распределения налогового бремени;

простоту исчисления налогов;

доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками;

экономичность;

эффективность и др.

Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой налогообложения в пределах всего экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов и минимальным количеством нормативных документов, регулирующих и определяющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (налогов, сборов, пошлин) и контролем за их уплатой в соответствующие бюджеты: федеральный, региональный и местный.

Рациональность означает разумную обоснованность с точки зрения целесообразности налоговой системы для данного государства.

Необходимо заметить, что в большинстве стран принято формировать множественную систему налоговых изъятий, состоящую из достаточно большого количества налогов (например, в Японии налоговая система насчитывает 36 различных налогов). Это делается для того, чтобы, во-первых, уловить в большей мере платежеспособность налогоплательщиков, а во-вторых, сделать общее суммарное налоговое бремя менее психологически заметным для налогоплательщика, в третьих множественная налоговая система способствует соблюдению принципа справедливости налогообложения.

В Советском Союзе при административно-командной системе управления налоги в целом рассматривались как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, поэтому было провозглашено строительство «государства без налогов».

В конце 80-х - начале 90-хг.г. (в связи с переходом к рыночным отношениям) началась подготовка к налоговой реформе, предусматривающей стабильность налогообложения, формирование и стимулирование новых слоев хозяйствующих субъектов (предпринимателей, кооперативов, малых предприятий, крестьянских и фермерских хозяйств). Разрушение идеологических установок и постепенное изменение экономического строя общества создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам «как к форме дополнительной эксплуатации трудящихся» и уже с 1 января 1991г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направленных на потребление, налог на доходы. Таким образом, Россия «в наследство от СССР» получила уже определенный, но довольно противоречивый «задел» для создания собственной налоговой системы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Доходы фирмы и методы их увлечения
Переход к рыночным отношениям в экономике Белоруссии ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, фи ...

Законы развития экономических систем
Данная тема актуальна, так как экономическое развитие пореформенной России отличалось сложностью и противоречивостью. Ведущим процессом в экономике и социальных отношениях являлось развитие капит ...