Анализ экономического развития Хабаровского края

Хабаровский край, как и его южный сосед Приморский край, - наиболее развитые в экономическом отношении регионы Дальнего Востока. В крае создана многоотраслевая экономика, базирующаяся на использовании богатых и разнообразных природных ресурсов, значительного демографического потенциала, выгодного экономико-географического положения. Ее основу составляют промышленность и транспорт. Хабаровский край располагает самым крупным на Дальнем Востоке и разнообразным по отраслевому составу машиностроительным комплексом, в котором велика роль находящихся на высоком техническом уровне оборонных отраслей - авиационной и судостроительной. Здесь получили развитие также электротехническое и энергетическое машиностроение, производство подъемно-транспортного оборудования и некоторые другие отрасли. С машиностроительным комплексом связана черная металлургия (производство стали и проката). В цветной металлургии доминируют добывающие производства: добыча золота, платины, оловянно-полиметаллических руд. Действует завод по переработке алюминиевого лома. Созданы новые центры добычи драгоценных металлов в Охотском и Аяно-Майском районах. Край вышел на третье место в России по добыче драгоценных металлов [73].

В Хабаровском крае сформировался и самый крупный в экономическом районе лесной комплекс, включающий лесное хозяйство, отрасли промышленности по заготовке и обработке древесины, ремонтно-механические предприятия, научные и проектно-конструкторские учреждения. По объему лесозаготовок край занимает в стране третье место.

Топливно-энергетический комплекс Хабаровского края включает нефтеперерабатывающую промышленность общерегионального значения, добычу угля, электроэнергетику. Основу электроэнергетики составляют несколько городских ТЭЦ и разветвленная сеть линий высоковольтной электропередачи, которые входят в состав Единой энергетической системы юга Дальнего Востока. Особенностью ТЭК края является сильная зависимость его от поставок дальнепривозного топлива. Поэтому в последние годы большое внимание уделяется газификации (на базе сахалинского газа), развитию угольной промышленности, в том числе и путем создания малых разрезов.

Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной сети Дальнего Востока. Здесь получили развитие все основные виды транспорта. Ведущую роль среди них играет железнодорожный транспорт (Транссиб, БАМ). Морской транспорт представлен крупнейшим в стране Ванинским и несколькими более мелкими торговыми портами. Внутренние водные пути обслуживает Амурское речное пароходство, суда которого работают и на морских линиях. В последние годы большое внимание уделяется строительству автомобильных дорог. Создается магистраль федерального значения "Чита - Хабаровск - Находка" с уникальным железнодорожно-автомобильным мостовым переходом через р. Амур у Хабаровска; строятся дороги - Лидога-Ванино, Селихино-Николаевск-на-Амуре, Аян-Нелькан. Воздушный транспорт располагает одним из крупнейших в России Хабаровским международным аэропортом, действует развитая сеть местных авиалиний. В ближайшие годы должен получить дальнейшее развитие трубопроводный транспорт: сооружается мощный газопровод для транспортировки газа с острова Сахалин.

Важнейшую роль в развитии экономики края играют природные ресурсы. На территории края имеются залежи каменного и бурого угля. Промышленные запасы каменного угля превышают 1 млрд. тонн, прогнозные ресурсы коксующихся углей - 4 млрд. тонн. Бурый уголь расположен в Среднеамурском бассейне с прогнозными ресурсами - 7 млрд. тонн. В крае выявлено Адниканское месторождение углеводородного сырья в пределах Верхнебуреинской впадины. Перспективны Аянская, Южно-Кухтуйская, Охотская впадины и Северо-Сахалинский прогиб Охотского шельфа.

Предварительная оценка ресурсов нефти и газа составляет 500 млн. тонн. Хабаровский край - один из крупнейших поставщиков оловянного сырья. Имеются семь крупных оловорудных районов. Добыча и обогащение оловянных руд ведется в Комсомольском рудном районе. Месторождения руды комплексные, содержат промышленные концентрации олова, меди, серебра, вольфрама, висмута, индия.

Поисково-оценочными работами определены перспективы разработки месторождений титаносодержащих комплексных руд.

Сырьем для алюминиевой промышленности могут стать алунитовые руды в Нижнем Приамурье. Кроме глинозема из них попутно могут производиться калийные удобрения, серная кислота, коагулянт. Запасы руд практически не ограничены.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Модели поведения фирм институциональная, предпринимательская, контрактная
Фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Подобно тому, как сама фирма прошла длительный этап формирования внутренних организац ...

Диалектика формы и содержания общественного производства
Общественное производство - одна из самых актуальных экономических проблем нашего времени. Ведь решение важнейших экономических и социальных проблем рыночного переустройства России связано не тол ...