Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

. улучшения взаимосвязи между различными секторами экономики, повышению их мобильности и эффективности.

Те страны с переходной экономикой, в которых сектор малых и средних предприятий активно развивается, как правило, демонстрируют и лучшие темпы экономического роста.

Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой, перераспределяет ресурсы из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно. Рыночная реструктуризация госпредприятий также связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Сектор малого предпринимательства поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, формируя рыночную ментальность, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес - это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Вот почему проведение политики стабильных и неизменных «правил игры» и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики [2, с. 95-97].

Итак, основные экономические черты малого предпринимательства:

1. обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск);

2. специализация на каком-либо виде деятельности;

. реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке;

Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:

1. Характером производственного процесса:

-ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;

-небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;

-упрощенность системы сбыта.

2. Спецификой системы управления и руководства:

единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

-особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;

-компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;

-отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;

-быстрота принятия решений.

3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):

особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);

-гибкость, восприимчивость к нововведениям;

-небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;

-низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;

-высокая оборачиваемость капитала;

-существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

4. Особенностями внешних воздействий:

локальность ресурсных и сбытовых рынков;

-неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

-положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;

-сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;

-ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);

-большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства [5, с.36-37].

В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран выделяют малые предприятия - коммутанты, патиенты, эксплеренты.

Малые предприятия-коммутанты, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Они тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через системы кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в непосредственной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Издержки предприятия
Любое предприятие, прежде чем начать производство должно четко представлять на какую прибыль оно может рассчитывать. Для этого оно изучает спрос, определяет, по какой цене будет продавать продукц ...

Диверсификация производства в Республике Беларусь
В данной работе рассмотрена одна из стратегических альтернатив перспективного планирования - диверсификация. Эта проблема долгое время не находила отражения ни в отечественной экономической литер ...