Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
. улучшения взаимосвязи между различными секторами экономики, повышению их мобильности и эффективности.
Те страны с переходной экономикой, в которых сектор малых и средних предприятий активно развивается, как правило, демонстрируют и лучшие темпы экономического роста.
Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой, перераспределяет ресурсы из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно. Рыночная реструктуризация госпредприятий также связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Сектор малого предпринимательства поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, формируя рыночную ментальность, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес - это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Вот почему проведение политики стабильных и неизменных «правил игры» и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики [2, с. 95-97].
Итак, основные экономические черты малого предпринимательства:
1. обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск);
2. специализация на каком-либо виде деятельности;
. реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке;
Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:
1. Характером производственного процесса:
-ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;
-небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;
-упрощенность системы сбыта.
2. Спецификой системы управления и руководства:
единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
-особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;
-компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;
-отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
-быстрота принятия решений.
3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):
особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);
-гибкость, восприимчивость к нововведениям;
-небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;
-низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;
-высокая оборачиваемость капитала;
-существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.
4. Особенностями внешних воздействий:
локальность ресурсных и сбытовых рынков;
-неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
-положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;
-сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;
-ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);
-большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства [5, с.36-37].
В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран выделяют малые предприятия - коммутанты, патиенты, эксплеренты.
Малые предприятия-коммутанты, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Они тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через системы кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в непосредственной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
Молочный рынок России
Сегодня
молочный рынок России претерпевает серьезные испытания: внутренняя
неустроенность, отсутствие единой стратегии развития отрасли, и четкой системы
государственной поддержки, вступление в В ...
Международные информационные услуги. Цены в международных сделках
Определенные
товары (телевизоры, холодильники, ковровые изделия и другие технически сложные
товары) импортируются в количествах или на таких условиях, что наносится
существенный ущерб производите ...