Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

свыше 500 человек - «крупные».

По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации. Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы.

Крупный бизнес тяготеет к открытым (ОАО) или закрытым (ЗАО) акционерным обществам. Для малого бизнеса более характерна организация деятельности в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов. Малый бизнес чаще всего функционирует без образования юридического лица, под юридическим статусом индивидуального предпринимателя или крестьянского хозяйства [3,с.33-34].

Непосредственное участие собственников в делах малого предпринимательства является обычной практикой. Здесь он является действующим предпринимателем (бизнесменом). А организационно-правовая форма предприятия - способ ведения его предпринимательской деятельности (бизнеса).

Возможности по привлечению высоквалифицированных специалистов в малый бизнес уступают возможностям крупных корпораций. Отсюда неразвитость системы управления и высокие риски, связанные с его качеством. К тому же, такие предприятия зачастую являются в высокой степени зависимыми от ключевых и трудно заменимых лиц, обладающих определенными знаниями, компетенциями, связями, репутацией. Доступ к капиталу у малых предприятий достаточно ограничен. Данные компании в силу своих особенностей не могут полноценно использовать многие инструменты рынка капиталов, вследствие этого стоимость привлечения дополнительного финансирования для малых предприятий априори выше, чем для крупных корпораций, обладающих всем спектром возможностей и инструментов получения необходимых фондов. Низкая ликвидность на рынке капиталов также является причиной высокой стоимости привлечения собственного капитала и фактором, обуславливающим наличие так называемых скидок на ликвидность, оказывающих сильное влияние на величину стоимости собственного капитала частных компаний. Низкая капитализация и известность компании на рынке снижают ее привлекательность для инвесторов. Отсюда еще одна причина высокой стоимости привлечения капитала для подобных предприятий. Малые предприятия более мобильны, чем крупные корпорации. Они быстрее и гибче реагируют на изменение рыночной ситуации. Невысокая капиталоемкость малого бизнеса позволяет с наименьшими потерями перепрофилировать или ликвидировать предприятие. Труднодоступность капитала предопределяют и невысокие возможности малого предпринимательства в рекламе и продвижении своей продукции. А сложности в привлечении высококвалифицированных профессионалов негативно влияет на результативность такой деятельности [4, с. 51-52].

Особое значение малый бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает:

1. увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта необратимости реформ;

2. рост доходов граждан и в результате сглаживание диспропорций в благосостоянии;

. селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится школой самореализации;

. создание новых рабочих мест;

. формирование необходимых навыков работы на рынке и повышение квалификации;

. внедрение новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоемких отраслей и производств;

. мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Методика анализа использования топлива
На современном этапе развития в Республике Беларусь в процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения оптимал ...

Инвестиции как фактор экономического роста
инвестиционный экономический рынок Проблемы экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике раз ...