Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
свыше 500 человек - «крупные».
По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации. Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы.
Крупный бизнес тяготеет к открытым (ОАО) или закрытым (ЗАО) акционерным обществам. Для малого бизнеса более характерна организация деятельности в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов. Малый бизнес чаще всего функционирует без образования юридического лица, под юридическим статусом индивидуального предпринимателя или крестьянского хозяйства [3,с.33-34].
Непосредственное участие собственников в делах малого предпринимательства является обычной практикой. Здесь он является действующим предпринимателем (бизнесменом). А организационно-правовая форма предприятия - способ ведения его предпринимательской деятельности (бизнеса).
Возможности по привлечению высоквалифицированных специалистов в малый бизнес уступают возможностям крупных корпораций. Отсюда неразвитость системы управления и высокие риски, связанные с его качеством. К тому же, такие предприятия зачастую являются в высокой степени зависимыми от ключевых и трудно заменимых лиц, обладающих определенными знаниями, компетенциями, связями, репутацией. Доступ к капиталу у малых предприятий достаточно ограничен. Данные компании в силу своих особенностей не могут полноценно использовать многие инструменты рынка капиталов, вследствие этого стоимость привлечения дополнительного финансирования для малых предприятий априори выше, чем для крупных корпораций, обладающих всем спектром возможностей и инструментов получения необходимых фондов. Низкая ликвидность на рынке капиталов также является причиной высокой стоимости привлечения собственного капитала и фактором, обуславливающим наличие так называемых скидок на ликвидность, оказывающих сильное влияние на величину стоимости собственного капитала частных компаний. Низкая капитализация и известность компании на рынке снижают ее привлекательность для инвесторов. Отсюда еще одна причина высокой стоимости привлечения капитала для подобных предприятий. Малые предприятия более мобильны, чем крупные корпорации. Они быстрее и гибче реагируют на изменение рыночной ситуации. Невысокая капиталоемкость малого бизнеса позволяет с наименьшими потерями перепрофилировать или ликвидировать предприятие. Труднодоступность капитала предопределяют и невысокие возможности малого предпринимательства в рекламе и продвижении своей продукции. А сложности в привлечении высококвалифицированных профессионалов негативно влияет на результативность такой деятельности [4, с. 51-52].
Особое значение малый бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает:
1. увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта необратимости реформ;
2. рост доходов граждан и в результате сглаживание диспропорций в благосостоянии;
. селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится школой самореализации;
. создание новых рабочих мест;
. формирование необходимых навыков работы на рынке и повышение квалификации;
. внедрение новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоемких отраслей и производств;
. мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
Ретроспекция. Использование метода скользящего среднего
Ретроспекция.
Глубина и горизонт ретроспекции
...
Домохозяйство как объект экономической и социальной политики
В современной экономической системе домашние хозяйства являются
одним из важнейших объектов экономической и политической политики, от
результатов которой зависит не только благосостояние отдельной ...