Жилищная политика: формы и методы её реализации в странах с рыночной экономикой
На уровне конфедерации устанавливаются общие правовые условия, позволяющие реализовать частную экономическую инициативу в жилищной сфере, осуществляется стимулирование строительства жилья, инвестиций и приобретения его в собственность (путем гибкой налоговой политики, предоставления займов, государственных гарантий, других форм непрямого финансирования), регулируются отношения между арендаторами жилья и арендодателями, в том числе вопросы арендной платы, устанавливаются общие требования к территориальному планированию и обустройству земельных участков для жилищного строительства, регулируются отношения в области охраны окружающей среды, экологической и энергетической политики. [10]
К полномочиям кантонов отнесено регулирование вопросов во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере жилищного обеспечения населения и строительства. Кантоны стимулируют строительство жилья для общественных нужд, в том числе предоставляют налоговые льготы, субсидии, займы, государственные гарантии, осуществляют земельную политику, принимают генеральные планы развития кантонов, устанавливают требования к использованию земель и строительству, участвуют в строительстве жилья, контролируют размер арендной платы за жилье в зданиях, построенных кантоном или публичными застройщиками при поддержке кантона, способствуют обеспечению жильем наименее защищенных слоев населения и т.д.
Согласно ст. 1 Закона о жилье и защите прав квартиросъемщиков (LGL) кантон Женева стимулирует строительство жилья для общественных нужд, а также стремится улучшить качество жилья в рамках и согласно критериям этого Закона. Для этого кантон:
¾ приобретает земельные участки, пользуясь правом первой руки и правом на экспроприацию, которые дает кантону этот Закон;
¾ стимулирует строительство жилья, не носящего коммерческий характер (предоставляет гарантии на ипотечные кредиты, займы с низкой процентной ставкой или без процентной ставки, субсидии, налоговые льготы, предоставляет, при наличии, земельные участки для строительства, оказывает помощь в их подготовке и оборудовании для строительства). Кантон может также использовать помощь и средства, которые дают кантонам федеральные законы и директивы;
¾ строит жилье при посредничестве организаций публичного права;
¾ контролирует качество жилищных построек и качество их окружения;
¾ поддерживает, в рамках устойчивого развития, проекты, использующие экологически чистые материалы. [10]
Поскольку институт нанимателей жилых помещений распространен в Швейцарии значительно шире, нежели институт собственников жилья, жилищные проблемы населения решаются, главным образом, посредством найма жилья на свободном рынке, а также в секторе жилья общественного использования (но лишь для тех категорий квартиросъемщиков, чей доход не превышает установленных параметров - «уровня входа»).
Основной проблемой в области обеспечения жильем в Швейцарии является нехватка свободных жилых помещений (в среднем по Швейцарии число таких помещений не превышает 1%, а в кантоне Женева - лишь 0,2%), а также связанный с этим рост арендной платы, нередко опережающий инфляцию.
Вследствие этого государственная стимулирование строительства нового жилья частными застройщиками, а также непосредственное участие в строительстве жилья общественного использования. Право стать нанимателем такого жилого помещения принадлежит гражданам с невысокими доходами, не имеющим дорогостоящего имущества, а также людям, чьи потребности не учитываются рынком (малоимущие граждане, пожилые люди, студенты, многодетные семьи, люди с ограниченными физическими возможностями и др.). [10]
В целом можно сказать, что жилищная политика Швейцарии направлена на обеспечения доступности найма жилищных помещений, в том числе частного жилищного фонда, для большинства нуждающихся в жилом помещении граждан путем поддержания умеренных цен на аренду жилых помещений.
Государство оказывает инвесторам поддержку в строительстве и реконструкции жилья, которое способно найти спрос у экономических слабых групп населения.
Главные субъекты государственной поддержки - строители жилья для общественных нужд (общественные фонды, жилищные кооперативы и др.). Жилье, построенное указанными субъектами, является более дешевым, чем жилье других инвесторов, что позволяет существенно снижать плату за его аренду для отдельных категорий граждан. Государство на федеральном, кантональном и муниципальном уровнях поддерживает своим долевым участием создание и функционирование организаций, строящих жилье для общественных нужд, стимулирует их деятельность путем предоставления беспроцентных займов и займов с низкой процентной ставкой, субсидий, налоговых льгот, предоставления земельных участков по низким ценам, помощи в подготовке и оборудовании земельных участков для строительства, предоставления гарантий и т.п.[10]
При этом государственное регулирование, главным образом, касается жилого фонда трех категорий:
Мероприятия по стабилизации финансового состояния предприятия ООО Ургальский ОРС
Особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений является
усиление влияния таких факторов, как жесткая конкурентная борьба,
технологические изменения, компьютеризация обработки экономич ...
Модели капиталовложений фирмы и способы оценки ее инвестиционных перспектив
Одним из важных фактором развития экономики в целом являются инвестиции в
основной капитал. Это связано с тем, что инвестиции в основной капитал
затрагивают основы хозяйственной деятельности, опре ...