Контрактная теория фирмы
Таким образом, рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою очередь, обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунистического поведения во многих случаях снимается развитием внутренних контрактов, для которых ТАИ относительно невелики, так как внутри фирмы решения принимаются волевым порядком, а отступление в ходе их выполнения жестко наказывается.
В свою очередь, при росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (характерный пример - конвейер с обособленными операциями), так что совокупный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих подразделений и множества работников. В результате теряется непосредственная связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства. Сразу же появляется проблема «безбилетника»: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а, следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция в виде специальных работников. Появляются и растут издержки контроля над степенью интенсивности труда (деятельности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти издержки контроля. Их величина после определенного предела становится запретительной для дальнейшего расширения размера фирмы. Тогда функцию производства берет на себя рынок. Внутренние контракты (с издержками контроля) заменяются вешними (с трансакционными издержками).
Таким образом, фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек:
§ трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер,
§ издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.
Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму. форма (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. Это простая линейная фирма, для которой характерно последовательное подчинение стадий выпуска одному регулирующему центру:
Потребитель - |
Центральное руководство |
- 1 стадия производства |
- 2 стадия производства | ||
- 3 стадия производства | ||
- 4 стадия производства |
форма (унитарная) форма характеризует организацию, которая ориентируется на изготовление одного товара или оказание одной услуги и в которой право принимать решения по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе лиц (см. рис. 1).
Рисунок 1форма (унитарная) внутрифирменной организации [3].
Функции контроля расположены «по линейке», что дает экономию издержек контроля. В каждый момент одно подразделение контролируется только одним же другим подразделением. Однако так как с потребителем имеет дело последнее подразделение (как правило, отдел сбыта), а остальные отделы непосредственно не касаются рынка, такая форма может существовать только для однородного небольшого производства. При росте числа товарных наименований или объема выпуска отсутствие связи с рынком затрудняет реакцию производства на изменение потребностей, что делает данную форму менее гибкой и, следовательно, менее конкурентоспособной в долгосрочной перспективе.
Следовательно, данная форма характерна только для малых и средних фирм, что в свою очередь порождает высокие трансакционные издержки «общения» данных фирм на рынке. Таким образом, U-форма порождает сравнительно небольшие издержки контроля за счет высоких ТАИ.
Эта структура выгодна своей простотой и малым числом промежуточных звеньев. Для нее характерна значительная экономия от масштаба и низкие организационные издержки.
М-форма - (от англ. multiproduct) - характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. М-форма представляет собой параллельное подчинение всех стадий выпуска каждого продукта одному продуктовому центру:
Потребитель - |
Центральное руководство |
- 1 продукт |
- 2 продукт | ||
- 3 продукт | ||
- 4 продукт |
Реконструкции ЗАО Стайлер с разработкой малярного участка
автомобильный развитие
экономический эффективность
Поддержание автомобилей в технически исправном
состоянии в значительной степени зависит от уровня и условий функционирования
производственно-техн ...
Инвестиции как фактор экономического роста
инвестиционный экономический рынок
Проблемы экономического развития страны являются
предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие
процессы происходят в динамике раз ...