Снижение расходов на производство путем оптимизации ассортимента продукции

В каждом конкретном случае специалисты предприятия смогут оценить, увеличение каких затрат последует за увеличением натурального объема производства и продаж и в какой пропорции. Поэтому точное разделение затрат на переменные и постоянные возможно. Кроме того, оно необходимо, - иначе нельзя оценивать влияние тех или иных изменений в спросе на продукцию на показатель выручки и прибыли от продаж.

Деление затрат на прямые и косвенные осуществляется по признаку возможности отнесения того или иного вида затрат к определенному виду продукции, не пользуясь при этом условными приемами распределения затрат. Затраты, осуществляемые для производства и продаж только одного вида продукции, являются прямыми, все остальные - косвенными. Как правило, прямые затраты в основном являются переменными, однако некоторые виды переменных затрат могут оказаться косвенными (например, расходы топлива и электроэнергии на технологические нужды в помещении, где производится рыбная продукция и др.).

Только прямые переменные затраты относятся непосредственно к данному виду продукции, все остальные затраты распределяются по видам продукции условно. Это означает, что при выборе того или иного признака распределения общая величина затрат на данный вид продукции может изменяться. Названное обстоятельство очень важно для установления пределов возможного маневрирования ценами на отдельные виды продукции. В целом по предприятию выручка от продаж за вычетом прямых переменных затрат представляет собой маржинальную прибыль. Иными словами, маржинальная прибыль - это сумма постоянных косвенных затрат и прибыли от продаж, которые должны содержаться в составе выручки от продаж. В цены на отдельные виды продукции соответствующие части маржинальной прибыли включаются в зависимости от состояния спроса на каждый вид продукции. Финансовая целесообразность продаж вида продукции определяется лишь одним условием: его стоимость по продажным ценам должна быть выше прямых переменных затрат.

Рассмотрим несколько ситуаций, которые встречаются в деятельности предприятия.

Ситуация I. Предприятие производит и продает горбыль деловой. В 2009 году в части данной продукции имеются следующие показатели:

выручка от продаж - 8946 тыс.р.;

переменные затраты - 3526 тыс.р.;

постоянные затраты - 2055 тыс.р.;

прибыль от продаж - 3365 тыс.р.

Специалисты предприятия могут спрогнозировать, что в следующем периоде спрос на продукцию уменьшится. Придется либо уменьшать натуральный объем продаж, либо снижать цены. Возможные варианты:

а) при снижении цен на 5% можно сохранить базисный натуральный объем продаж;

б) при снижении натурального объема продаж на 7% можно сохранить базисные цены;

в) при снижении цен на 10% можно увеличить натуральный объем продаж на 3%.

Выбор варианта зависит от того, что важнее для предприятия: выручка или прибыль от продаж.

а) выручка: 8946 × 0,95 = 8498,7 тыс. р.;

прибыль: 8498,7 - 3526 - 2055 = 2917,7 тыс. р.

б) выручка: 8946 × 0,93 = 8319,9 тыс. р.;

прибыль: 8319,9 - 3526 × 0,93 - 2055 = 2985,9 тыс. р.

в) выручка: 8946 × 0,9 × 1,03 = 8292,9 тыс. р.;

прибыль: 8292,9 - 3526 × 1,03 - 2055 = 2606,1 тыс. р.

Таким образом, наибольшую выручку от продаж дает вариант «а», а наибольшую прибыль - вариант «б». Это объяснимо и логически. В варианте «а» выручка подвергается лишь пятипроцентному снижению, в остальных вариантах степень уменьшения ее больше, причем в варианте «в» резкое снижение цен не компенсируется некоторым ростом натурального объема продаж. Прибыль от продаж только в варианте «б» снижается меньше, чем в остальных вариантах, так как имеет место экономия переменных затрат.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Методика проведения анализа организационно-технологического производства
В условиях многогранности и сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенно возрастают приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого явл ...

Малые инновационные предприятия
Инновационная деятельность может и должна присутствовать в любой сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на поиск и реализацию новых идей, которые могут принес ...