Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его развитием в Республике Беларусь
Пункт о возможности привлекать наемных работников, не являющихся членами семьи или близкими родственниками, был включен Министерством экономики Республики Беларусь в план либерализации весной 2010 года. Предполагалось, что предпринимателям предоставят право привлекать трех наемных работников из числа неродственников на период до 31 декабря 2012 года. Но это намерение так и не было реализовано, а указ президента от 29 декабря 2006 года не претерпел изменений.
На протяжении последних 10 лет инфраструктура поддержки отечественного предпринимательства постоянно совершенствовалась. Кроме нормативно-правовых актов, регулирующих общие вопросы поддержки малого и среднего бизнеса, были приняты и нормативные документы, касающиеся финансового регулирования предпринимательства. Это указ президента от 28 марта 2006 г. «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям», указ президента от 21 мая 2009 г. «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», постановление Совета министров Беларуси от 7 марта 2008 г. «Об утверждении Положения о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности», закон РБ от 01 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Но на момент принятия эти документы по своей сути не были революционными, они только упорядочивали ранее действовавшие нормативные акты в сфере предпринимательства [8, 11, 12, 13].
Сегодня отечественные индивидуальные предприниматели практически полностью сконцентрировали свою деятельность в сфере продаж и услуг, так как краткосрочность целей посреднического бизнеса обусловливает превалирование в каждой сделке оперативности решения бизнес-задач с максимально выгодным использованием возникающих возможностей. Поэтому в отечественном малом бизнесе часто наблюдается так называемая смычка культуры торговли по Р. Рюттингеру, где более вероятен краткосрочный успех, а количество превалирует над качеством.
Над предпринимателями постоянно довлеет необходимость переиграть не только конкурентов, но и государство. В результате возникает своеобразный барьер для вложения капитала в производственный бизнес, где отдача идет медленнее. В том числе и поэтому, предприниматели, занимающиеся торгово-закупочной (посреднической) деятельностью, болезненно воспринимают усилия государственной власти переориентировать посредников на производственников [6, с.18-21].
Для развития малого бизнеса в Республике Беларусь важно создание институциональной среды, обеспечивающей защиту прав собственности, низкие барьеры входа-выхода, а также создание условий, обеспечивающих доступность капитала, новых знаний и управленческого опыта. При этом ключевыми элементами являются реструктуризация предприятий и обеспечение широких возможностей доступа частного сектора к ресурсам.
Политика, проводимая в отношении частного сектора, характеризуется непоследовательностью. С одной стороны, предпринимались определенные действия, направленные на поддержку малого бизнеса. С другой стороны, повышались барьеры входа-выхода для бизнеса, и усиливалось административное внесудебное вмешательство в деятельность частных предприятий. Законы и другие нормативные акты подвергались частым изменениям.
Вводились законодательные акты задним числом, увеличивалось число организаций, осуществляющих контроль над предпринимательской деятельностью, росли размеры экономических санкций и штрафов. Основная причина стремительно меняющегося законодательства - стремление государства к жесткому регулированию предпринимательской деятельности. В Беларуси количество различных республиканских органов государственной власти, имеющих право штрафных санкций и иногда внесудебной конфискации имущества, превышает 20 организаций. А общее количество контролирующих органов по данным экспертов составляет 75. При этом характерно, что наиболее проблемными для предпринимателей являются не налоговая инспекция или Комитет Государственного Контроля, а мелкие контролирующие организации - органы санитарного и пожарного надзора, милиция, различные министерства и ведомства, местные органы власти. Хозяйственные суды не обеспечивают равную защиту прав предприятий разных форм собственности. Суды зачастую отдают предпочтение защите интересов государственных предприятий и организаций.
В целом по стране 8 основных проблем предпринимателей выглядят следующим образом:
большое количество налогов;
нестабильное законодательство;
частые изменения в налоговой отчетности;
высокие ставки налогов;
большое количество законодательных актов;
многочисленные проверки контролирующих органов;
регулирование цен;
сложность в получении лицензий [7, с.24-25].
Вот почему обязательно нужно учитывать опыт развитых стран в сфере малого бизнеса. При идеальном учете опыта развития малого бизнеса в мире необходимо осуществить комплекс системных мер по приданию этому сектору экономики места и роли в решении социально-экономических проблем общества и создать соответствующие условия для его развития.
Деятельность таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности страны
Актуальность. Обеспечение экономической безопасности
Российской Федерации является приоритетной задачей таможенных органов. В то же
время таможенные службы можно рассматривать и как элементы госуд ...
Дискуссии о путях развития индустрии в период НЭПа
Дискуссия - спор, обсуждение
какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.
Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов
спора, является аргументированность.
Индус ...