Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос

Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются, и кривая совокупного спроса смещается вправо.

Государственные расходы.

Таблица 1 напоминает нам, что стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. В обратном же случае уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса [11, c.354].

Расходы на чистый экспорт.

Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Кривая белорусского совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках белорусских товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в нашей стране. Мы снова подчеркиваем - «независимо от изменений уровня цен в нашей стране», чтобы провести четкую грань между этими изменениями и теми, которые связаны с эффектом импортных закупок. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти «другие» факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень белорусского экспорта создает более высокий спрос на белорусские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.

Неценовыми факторами, изменяющими объем чистого экспорта, являются национальный доход стран и валютные курсы.

Национальный доход других стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на белорусские товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в РБ. Это происходит за счет того что, когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и белорусского производства. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.

Валютные курсы. Изменение курса белорусского рубля по отношению к другим валютам является вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а, следовательно, на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в белорусских рублях возрастет. Это значит, что белорусский рубль обесценится по отношению к иене. То есть, если цена белорусского рубля в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения белорусского рубля и иены японские потребители смогут получить больше белорусских рублей за определенную сумму иен. А потребители в РБ получат меньше иен за каждый белорусский рубль. Следовательно, для японских потребителей белорусские товары станут дешевле, чем японские. Между тем потребители в РБ смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму белорусских рублей. С точки зрения нашего экспорта, например, пара белорусских джинсов за 160000белорусских рублей теперь будет стоить, скажем, 530 иен, а не 640 иен. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в РБ [1, c.114].

Перейти на страницу: 1 2 3 

Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в управленческом учете
По причине усиления роли управленческого учета в принятии стратегических и тактических решений и необходимостью формировать экономически обоснованную и корректную себестоимость возникают вопросы ...

Инвестиционная привлекательность предприятия оценка и направления повышения
Для поддержания конкурентоспособности и доли рынка сбыта, предприятию постоянно необходимо производить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической базы, ...