Анализ доходов торговой организации
Предлагаемая выше методика анализа прибыли отчетного периода организации в силу данного недостатка возможна лишь для организации в целом, по всем видам деятельности.
Проблема совершенствования экономического анализа в связи с рыночной ориентацией отечественной экономики требует расширения использования видов прибыли, в частности таких, как валовая прибыль и операционный доход, что облегчило бы применение зарубежных методик анализа.
Наиболее близким к принятому в отечественной практике показателю «Прибыль от реализации» является показатель «Операционный доход». Операционный доход - это разность между суммой валовой прибыли и суммой операционных расходов (управленческие, общехозяйственные расходы, амортизация и расходы на реализацию).
Показатель валовой прибыли в различных литературных источниках трактуется по-разному. Так, А. Бабо определяет его как разницу между доходами и эксплуатационными расходами. По определению Ж. Ришара валовая прибыль - это разница между суммой выручки от реализации товаров и их себестоимостью.
На Западе в себестоимость включают прямые затраты труда, прямые затраты материалов и накладные производственные расходы. К накладным расходам относятся: косвенные расходы на материалы, косвенные расходы на заработную плату, дополнительные выплаты к заработной плате (бесплатное медицинское обслуживание, субсидируемое питание, страхование жизни), отчисления на социальное страхование. Операционные расходы, а именно управленческие, общехозяйственные расходы, амортизация и расходы по реализации, учитываются отдельно и при исчислении валовой прибыли из выручки не вычитаются. Управленческие расходы - это расходы по управлению, относимые на объемы деятельности организации в целом, т.е. аналогичные общехозяйственным расходам в отечественной практике (заработная плата административного персонала, расходы на ведение судебных дел, амортизация административных зданий и т.д.). К расходам по реализации относятся расходы на проведение выставок, на рекламу, по сбыту.
С некоторой долей допущения можно провести аналогию между себестоимостью и переменными расходами, операционными расходами и постоянными расходами.
Понятие «валовая прибыль» в зарубежном и отечественном категорийном аппарате отличается, и в этой связи нами предлагается называть этот показатель валовой маржой. Валовая маржа должна быть достаточной, чтобы покрыть постоянные расходы и получить прибыль.
Таким образом, применяемые зарубежными экономистами виды прибыли можно представить в таблице 3.1.
Таблица 3.1 Зарубежная методика образования операционного дохода и чистой прибыли
Показатели |
Порядок расчета |
Валовая прибыль (валовая маржа) |
Выручка от реализации за минусом себестоимости (переменных расходов) |
Операционный доход (прибыль до вычета налога и ссудного процента) |
Валовая прибыль за минусом операционных расходов |
Прибыль, облагаемая налогом |
Операционный доход за минусом процентов за кредит |
Чистая прибыль (прибыль после уплаты налога) |
Прибыль, облагаемая налогом, за минусом налога |
На показателе валовой маржи основан так называемый управленческий анализ, «директ-костинг».
Для отечественных торговых организаций с учетом действующего законодательства исходные посылки табл. 3.1 представлены на рис. 3.1.
Инвестиционная деятельность в России проблемы и перспективы развития
На современном этапе экономического развития инвестиционная политика
играют важную роль, как на макро, так и на микро уровне. По сути, они
определяют будущее страны в целом, будущее отдельного суб ...
Методы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов МО Улан-Удэ
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не
может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное
значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, о ...