Ретроспективный анализ
Диверсификация зародилась в эпоху массового производства в конце XIX-начале XX веков. Однако носила, как правило, случайный характер, и «соблазну перейти границы отрасли и заняться новыми видами деятельности поддавались только самые предприимчивые фирмы».
Прежде чем диверсификация приобрела современные черты, она в рамках главной стратегии достижения долгосрочных целей прошла сложный путь развития, изменяясь как в зависимости от внешних обстоятельств, так и внутрипроизводственных факторов. История диверсификации - это история эволюции от манипулирования набором товаров к манипулированию набором стран, которую условно можно разделить на четыре этапа, на каждом из которых происходило становление таких основных элементов, как:
) товарный набор;
) отраслевой набор;
) набор отраслей и сфер деятельности;
) набор стран.
Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался многообразием структуры, границ и динамики экономической деятельности (табл.1).
Первый этап можно назвать продуктовой или товарной диверсификацией. Для него характерно производство разнообразной продукции из одного и того же сырья на основе использования единой технологии. Расширение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции достигалось путем развития традиционной технологии, улучшения качества и потребительских свойств товаров. Манипулируя набором продуктов, фирмы опирались на объективную основу диверсификации - внутрипроизводственные факторы развития - использование отходов, результатов научных исследований, производственных мощностей. Особенностью этого периода было то, что главная забота предпринимателей состояла в производстве товаров для рынка и создании самих товарных рынков.
Процесс концентрации ресурсов на основных направлениях производственной деятельности способствовал завоеванию позиций на товарных рынках, активизировал мобилизацию дополнительных резервов для накопления капитала. Отрасли были четко разграничены и имели хорошие перспективы роста. Исчерпание положительного эффекта масштаба обусловило новую тенденцию развития диверсификации, а качественно новые условия накопления капитала привели к активному проникновению фирм в другие отрасли и сферы экономической деятельности.
Таблица 1. Эволюция диверсификации
Эпохи исторического развития |
Экономические предпосылки |
Средства достижения целей производства |
Преобладающая форма организации производства |
Последствия |
Эпоха массового производства (до конца 20-х г.г.) |
Концентрация производства и централизация капитала в пределах отрасли |
Создание товара для рынка. Снижение издержек производства |
Специализация производства («чистые отрасли») |
Создание товарных рынков |
Эпоха массового сбыта (до середины 50-х г.г.) |
Концентрация производства и децентрализация капитала в пределах отраслей. |
Манипулирование набором товаров, используемых в определенной области |
Горизонтальная диверсификация. Продуктовая (товарная) диверсификация. |
Преодоление границ товарных рынков |
Манипулирование набором отраслей (производство технологически взаимосвязанной продукции) |
Вертикальная интеграция. Отраслевая диверсификация (набор отраслей) |
Отраслевые рынки. Межотраслевые рынки | ||
Постиндустриальное общество |
Перенакопление капитала в пределах отраслей. Структурная конкуренция |
Перелив капиталов в другие отрасли и сферы деят-ти. Манипулирование набором отраслей и сфер деят-ти |
Многоотраслевая диверсификация (набор отраслей и сфер деятельности) |
Преодоление границ отраслевых рынков. Национальные рынки |
Перенакопление капитала в отдельных странах |
Экспорт капитала в другие страны. Регулирование мирохозяйственных связей |
Географическая диверсификация (набор стран). Международная интеграция |
Преодоление границ национальных рынков. Региональные рынки. | |
Критическая масса объемов производства в мировом масштабе |
Оптимизация прибыльности в пределах деятельности |
Интернационализация производства |
Эффект мультиплика-ции на мировом уровне | |
Конкуренция между фирмами, деятельность которых оптимизирована в мировом масштабе |
Стратегия глобальной оптимизации деятельности |
Глобальная диверсификация |
Преодоление границ региональных рынков | |
Эпоха информ. техно-логий (с конца 90-х г.) |
Мировая конкуренция |
Глобальная оптимизация мирохозяйственных связей |
Мировая экономика |
Мировой рынок |
Изучение методов и расчёт себестоимости железнодорожных перевозок в условиях, отличных от среднедорожных
Появление в условиях реформирования
железнодорожного транспорта обособленных субъектов управления с разными формами
собственности требует более детальных расчетов себестоимости перевозок
отдельны ...
Ретроспекция. Использование метода скользящего среднего
Ретроспекция.
Глубина и горизонт ретроспекции
...