Виды, типы и возможности диверсификации производства
• если в отрасли, в которой задействована компания, появляются признаки благополучного роста, то вертикальная и горизонтальная диверсификации желательны с целью укрепления позиций компании в той сфере деятельности, где сконцентрированы знания и опыт;
• если основной интерес - стабилизация с учетом прогнозов случайностей, то шансы таковы: и горизонтальная, и вертикальная диверсификация не могут обеспечить постоянное стимулирующее воздействие, возникает необходимость в боковой диверсификации;
· если интерес управляющих сдерживает узость технологической базы в условиях непредсказуемости, тогда однозначно следует выбирать боковую диверсификацию в новые сферы технологии.[15]
Также диверсификация бывает родственная и неродственная. "Приняв решение о диверсификации, компания выбирает направления расширения - в родственные или неродственные отрасли".
) Родственными считают те фирмы, у которых существуют конкурентно значимые совпадения видов деятельности, образующих их цепочки ценности. В эмпирических исследованиях родство отраслей определяется по сходству технологий и рынков. Это сходство делает акцент на родстве на операционном уровне - в производстве, маркетинге и дистрибуции - тех видах деятельности, где экономия от обобществления ресурсов невелика и сопряжена с большими управленческими затратами.
А наоборот, один из самых важных источников создания стоимости в диверсифицированной фирмы - способность применить общие управленческие возможности, системы стратегического менеджмента и процессы распределения ресурсов между различными бизнесами. Такого рода экономия зависит от наличия стратегических, а не операционных общих свойств различных бизнесов внутри диверсифицированной корпорации.
Суть таких связей на стратегическом уровне содержится в способности применять сходные стратегии, процедуры размещения ресурсов и системы контроля в различных направлениях бизнеса корпоративного портфеля.
В отличие от родства на операционном уровне, где сравнительно легко предсказать выгоды от экономии за счет широты сферы деятельности при объединении ресурсов и более того определять их количество, родственность на стратегическом уровне оценить намного труднее.
Родственная диверсификация выгодна в том случае, если между цепочками ценности компаний существует стратегическое соответствие. "Стратегическим соответствием называется совпадение звеньев цепочки ценности компаний, позволяющее:
. Обмениваться конкурентно ценным опытом, технологическими ноу-хау и возможностями;
. Объединять родственные виды деятельности компаний для снижения издержек производства;
. Совместно использовать бренды на взаимовыгодной основе;
. Налаживать сотрудничество между компаниями для создания конкурентно ценных возможностей и ресурсов" [9].
Популярность родственной диверсификации неслучайна. Кроме всего прочего она позволяет распределить инвестиционные риски по разным направлениям деятельности. В дальнейшем родственные связи компаний в разных отраслях повышают эффективность менеджмента и позволяют объединить некоторые процессы разных направлений деятельности фирмы.
Стратегическое соответствие можно выявить в любом звене цепочки ценности:
Ретроспекция. Использование метода скользящего среднего
Ретроспекция.
Глубина и горизонт ретроспекции
...
Малый бизнес, его необходимость, сущность и роль в экономике. Проблемы становления малого бизнеса в России
Основой рыночной экономики любой страны является малый
бизнес. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития
экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 100 ...