Сущность и значение бизнес-планирования для повышения эффективности деятельности

В современной практике бизнес-план выполняет 5 функций:

его использование для разработки стратегии бизнеса;

планирование. Эта функция позволяет оценить возможности развития

нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы;

привлечение денежных средств (ссуды, кредиты). В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто;

привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию;

улучшение информированности всех сотрудников о предстоящих действиях, координирование их усилий, создание мотивации достижения целей посредством вовлечения работников в процесс составления бизнес-плана.

Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью управления любого предприятия независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.

Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри ее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему).

В рамках одной организации может разрабатываться весь комплекс целей и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии.

В настоящее время в России наиболее привлекательными являются проекты создания бизнес-линий как совокупности прав собственности, конкурентных преимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды преимуществ, от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции.

Широко применяются также специальные бизнес-планы финансово-экономического характера:

составление проспектов эмиссии ценных бумаг;

обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

выпуск акций в закрытых компаниях типа ООО и ЗАО или определение паев в товариществах при выходе из состава одного из акционеров;

обоснование вариантов санации предприятия - банкрота и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Доходы фирмы и методы их увлечения
Переход к рыночным отношениям в экономике Белоруссии ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, фи ...

Молочный рынок России
Сегодня молочный рынок России претерпевает серьезные испытания: внутренняя неустроенность, отсутствие единой стратегии развития отрасли, и четкой системы государственной поддержки, вступление в В ...