Оборотные средства и материальные ресурсы организации, эффективность их использования
Важнейшим инструментом изыскания внутрипроизводственных резервов экономии и рационального использования материальных и финансовых ресурсов является экономический анализ. Его задачами в этой области являются:
оценка потребности предприятия в материальных ресурсах;
изучение качества планов материально-технического обеспечения и анализ их выполнения;
характеристика динамики показателей использования материальных ресурсов,
определение системы факторов, обусловливающих отклонение фактических показателей использования материалов от плановых или от соответствующих показателей за предыдущий период;
количественное измерение влияния факторов на выявленные отклонения показателей.
Источниками информации для анализа материальных и финансовых ресурсов являются план материально-технического снабжения, заявки, договоры на поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и о затратах на производство, оперативные данные отдела материально-технического снабжения, сведения аналитического учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов, форма № 1 «Баланс предприятия»; форма №3 «Приложение к балансу предприятия» и др.
Оценим уровень эффективности использования материальных ресурсов по данным табл. 4.1
Таблица 4.1 - Обобщающие показатели эффективности использования материальных ресурсов за 2009 - 2010 гг.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Изменение | |
+; - |
% | |||
1. Объем производства продукции в фактических ценах, млн р. |
23948 |
30003 |
6055 |
125,28 |
2. Прибыль от основной деятельности производства, млн р. |
2514 |
3348 |
834 |
133,17 |
3. Затраты на производство, млн р. |
22471 |
27729 |
5258 |
123,40 |
4. Материальные затраты, млн р. |
15012 |
18118 |
3106 |
120,69 |
5. Материалоотдача, р. |
1,60 |
1,66 |
0,06 |
103,75 |
6. Материалоемкость продукции, р. |
0,63 |
0,60 |
-0,03 |
95,24 |
7. Прибыль на рубль материальных затрат, р. |
0,17 |
0,18 |
0,01 |
105,88 |
8. Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат |
- |
1,038 |
- |
- |
9. Удельный вес материальных затрат в затратах на производство |
66,81 |
65,34 |
-1,47 |
97,80 |
Источник: данные организации.
Из таблицы видно увеличение эффективности использования материальных ресурсов организации, поскольку наблюдается увеличение материалоотдачи на 3,75% и снижение материалоемкости на 4,76%.
Произведем оценку состава, структуры и динамики оборотных средств предприятия по данным табл. 4.2.
Таблица 4.2 - Состав, структура и динамика оборотных средств ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс» за 2009 -2010 гг. (млн р.)
Группа оборотных активов |
На 1.01.2010г. |
На 1.01.2011г. |
Отклонение | |||
абсолютная величина, млн р. |
в % к обороту |
абсолютная величина, млн р. |
в % к оборотным активам |
Абсолют-ная величина, млн р. |
в % к оборотным активам | |
1 Запасы, всего Из них: 1.1Сырье, материалы и иные аналогичные ценности |
2395 |
29,02 |
2958 |
28,44 |
563 |
-0,58 |
1.2 Затраты в незавершенном производстве и полуфабрикаты |
277 |
3,36 |
237 |
2,28 |
-40 |
-1,08 |
1.3 Готовая продукция и товары для реализации |
1033 |
12,52 |
2133 |
20,51 |
1100 |
7,99 |
1.4 Расходы будущих периодов |
67 |
0,81 |
139 |
1,34 |
72 |
0,53 |
2 Дебиторская задолженность долгосрочная |
0,00 |
0,00 |
0 |
0 | ||
3 Дебиторская задолженность краткосрочная |
443 |
5,37 |
587 |
5,64 |
144 |
0,27 |
4. Денежные средства |
1457 |
17,66 |
585 |
5,62 |
-872 |
-12,04 |
5 Финансовые вложения |
1 |
0,01 |
1 |
0,01 |
0 |
0 |
6 Всего оборотных средств |
8252 |
100,00 |
10401 |
100,00 |
2149 |
0 |
7 Коэффициент накопления запасов и затрат (п.1+п.1.2)/п.1.3 |
2,587 |
- |
1,498 |
- |
- |
-1,089 |
Деятельность ОАО Гомельская мебельная фабрика Прогресс
Цель
производственной (преддипломной) практики по данной специализации заключается в
закреплении теоретических знаний, полученных в результате изучения курсов
«Экономика организации (предприятия) ...
Издержки производства
Каждое коммерческое предприятие любого общества ставит перед собой одну
задачу: получение как можно большего дохода от своей деятельности. Любое
предприятие старается не только продать свой товар ...