Модели поведения человека в экономической теории
Экономическая теория множественности целей исходит из того, что у фирмы имеется не одна цель (прибыль, объем продаж, рост), а несколько. Сегодня фирма - сложная корпоративная система, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствуют иерархии интересов и целей. Интерес высшего руководства фирмы - повысить престиж фирмы, улучшить экономические показатели функционирования компании, обеспечить её стабильность и устойчивость. Интерес акционеров - получить высокие дивиденды. Интерес менеджеров - повысить свой социальный статус, сделать хорошую карьеру, обеспечить рост доходов. Интерес наемных рабочих - высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный рост и т.д.
Таким образом, поведение «экономического человека» определяется не только естественными, но и социальными условиями, а следовательно, не только общественными законами, но и законами биологии, космосом, всей системой законов естествознания. Отличие же экономических законов от законов природы в том, что первые проявляются обычно через деятельность людей, обладающих сознанием, проявляются обычно как тенденции и носят, как правило, исторический переходящий характер.
Многие современные ученые Запада утверждают, что рациональное поведение человека в экономике не свободно от больших психологических посылок. Это требует использования достижений теоретической и прикладной психологии, в том числе новой отрасли науки - экономической психологии. К психологическим предпосылкам экономического поведения человека традиционно обращается неоавстрийская школа. Появились теории рационального выбора, теория игр, теория человеческого капитала, общесоциологическая теория рационального действия, теория социального выбора.
Методологические подходы к экономическому поведению человека, основанные на сближении экономики и психологии, развивают идеи, дающие новые, более приближенные к реальности варианты описания экономического поведения человека.
Для российской экономической науки в прошлом было характерно моделирование рационального организованного общественного хозяйства и построение моделей предприятия, рационально действующих в условиях централизованной плановой экономики. Человек выступал органической составляющей частью этой модели. Рациональность его поведения определялась вписанностью в планомерно действующую организацию, где он трудился.
Переход к рыночной системе хозяйствования в России разрушил вписанность человека в общественную систему, нарушил прежние стереотипы его рационального поведения. и люди, рациональное поведение которых всю их жизнь поддерживалось системой плановой экономики и социальных гарантий, в условиях разрушения государственной экономической системы в период жесточайшего экономического кризиса в своей массе не могли перейти к иному типу рационального поведения, кроме минимизации личных потребностей и стремления достичь максимально приемлемого уровня жизни. Большинство - особенно немолодых людей - оказались неготовыми принимать самостоятельные экономические решения, не говоря уже о том, чтобы руководствоваться принципом максимизации личных доходов или полезности. Принцип этот взят на вооружение сравнительно небольшой группой экономический агентов, называемых «новыми русскими». Впитывают основы этого принципа и молодые люди.
Для конструирования модели поведения экономического человека в наших условиях необходимо изучать состояние обыденного и научного общественного сознания, социальную структуру общества, цели экономической деятельности и способы их достижения. при этом речь может идти не о смене парадигмы в экономической теории, как предлагает ряд ученых, а о параллельной разработке теории, имеющих различные парадигмы.
человек экономический бентам поведение
Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь
Сегодня
в мире наблюдается повышенное внимание к проблеме дальнейшего развития малого
бизнеса и предпринимательства. В этом нет ничего удивительного: малый бизнес -
один из важнейших элементов ры ...
Издержки предприятия
Любое
предприятие, прежде чем начать производство должно четко представлять на какую
прибыль оно может рассчитывать. Для этого оно изучает спрос, определяет, по
какой цене будет продавать продукц ...