Программно - целевой метод

оценка затрат;

сопоставление результатов и затрат;

расчет эффективности.

Целевые программы регионального развития, в связи с природой своего географического происхождения делятся:

на программы стимулирования социально-экономического развития, посредствам ускорения экономического роста;

программы обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в особенности кризисных территорий).

И в первом и во втором случае, возможности, заложенные в программно-целевом планировании, реализуются не в полном объеме.

Разработку программных мероприятий региона необходимо проводить с учетом особенностей развития его экономики и использованием принципиально новых подходов. При этом следует концентрировать внимание не только предполагаемых результатах решения приоритетной задачи, но и на отдельных аспектах ее реализуемости: техническом, экономическом, финансовом, политическом, экологическом, маркетинговом. Данную процедуру позволяет провести существующая и используемая на практике методика оценки эффективности региональных целевых программ и проектов. Она позволяет разрабатывать новую целевую программу, обеспечивающую не только рациональное распределение финансовых средств из бюджетов всех уровней, но и использовать наиболее эффективные меры государственного регулирования экономики региона.

Вместе с тем в процессе формирования и реализации региональных программ важным механизмом программно-целевого управления является мониторинг и контроль их реализации, которые, в свою очередь, должны основываться на внедрении аудита, финансовом контроле реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Контрольные мероприятия должны реализовываться совместно федеральными и региональными органами управления, информационно открыто для населения.

Опыт применения федеральных и региональных программ в России создал «базу данных» механизмов решений региональных проблем. Но необходимо иметь в виду, что в условиях внешнеэкономических взаимодействий, грань между организационными, финансовыми, инвестиционными, законодательными, инфраструктурными механизмами реализации программ практически стирается. Эти механизмы начинают выступать в виде интегральных комплексов взаимосвязанных и взаимозависимых решений.

Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась. Наличие проблемы эффективности Федеральных целевых программ подтверждается тем, что в 2011 практически на 50% были урезаны бюджетные расходы на данные программы от запланированного первоначально уровня, причем в значительной части за счет отказа от запуска новых программ. В регионах разрабатываются и реализуются долгосрочные целевые программы, в последнее время появился новый тип программных инструментов - комплексные инвестиционные планы, отличающиеся большей конкретностью и более четкой целевой направленностью по сравнению с долгосрочными целевыми программами. Количественный анализ структуры исходов затруднен отсутствием детальных аналитических отчетов по результатам исполнения программ и проектов, как правило, в отчетах отсутствует информация о произошедших изменениях по целям и срокам, результативность и эффективность не оценивается на всем интервале жизненного цикла программы (проекта), не учитываются и не оцениваются непредвиденные последствия.

На основе проведенного анализа можно сказать, что при разработке региональных программ социально-экономического развития следует учитывать следующие факторы:

экономическое развитие региона, то есть объективную оценку состояния регионального рынка промышленных и продовольственных товаров;

финансовое состояние и интересы региона;

социально-демографическое состояние региона;

инвестиционный климат в регионе;

региональное законодательство;

внешнеэкономические связи региона;

методы управления социально-экономическим развитием региона;

информационную открытость сопровождения программы социально-экономического развития региона;

существующий механизм и инструментарий реализации программ социально-экономического развития регионов;

систему мер вмешательства государственных органов в ход реализации программы в период экономической нестабильности региона или страны в целом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Издержки предприятия
Любое предприятие, прежде чем начать производство должно четко представлять на какую прибыль оно может рассчитывать. Для этого оно изучает спрос, определяет, по какой цене будет продавать продукц ...

Дискуссии о путях развития индустрии в период НЭПа
Дискуссия - спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Индус ...