Методика анализа использования топлива

Примечание. Источник: [11,12]

Белорусские авторы также выделяют "показатели параметральной, конструктивной, технологической, относительной удельной материалоемкости, коэффициент использования отдельных видов материалов.

Удельная параметральная материалоемкость показывает материальные затраты в расчете на единицу производительности, мощности, грузоподъемности, может измеряться в стоимостном и натуральном выражении на 1Гк, 1кВтчас. и т.п.

Конструктивная удельная материалоемкость "представляет собой отношение чистого веса изделий на единицу технического параметра", измеряется натуральном выражении в расчете на единицу технического параметра, например, тонн на 1 Гк.

Удельная относительная материалоемкость определяется как отношение конструктивной материалоемкости к коэффициенту использования материалов. При этом коэффициент использования материалов рассчитывается отношением полезного расхода материалов (или чистого веса изделия) в натуральном выражении к норме или фактическому расходу материалов.

В анализе важно определить не только уровень и изменение топливоемкости, но и влияние факторов, обусловившие ее изменение. Современные белорусские авторы для анализа факторов топливоемкости предлагают применение различных факторных моделей.

ТЕ = ТЕпр х Кмз, (1.1)

где:

ТЕ - топливоемкость продукции;

ТЕпр - топливоемкость продукции, рассчитанная по прямым материальным затратам как отношение прямых материальных затрат к стоимости продукции;

Кмз - коэффициент соотношения общей суммы материальных затрат и прямых материальных затрат.

Представленная модель (1.1) является мультипликативной, изменение топливоемкости (ΔТЕ) рассматривается под влиянием двух факторов - топливоемкости по прямым материальным затратам (ΔТЕ МЕпр) и коэффициента соотношения общей суммы материальных затрат и прямых материальных затрат (ΔМЕ Кмз).

ΔТЕ = ΔТЕ ТЕпр + ΔТЕ Кмз.

Влияние изменения коэффициента соотношения всех материальных затрат и прямых материальных затрат определяется следующим образом:

ΔТЕ Кмз = ТЕпр0 х Δ Кмз (1.2)

Влияние топливоемкости по прямым материальным затратам рассчитывается по формуле:

ΔТЕ МЕпр = Δ ТЕпр х Кмз1 (1.3)

Прибыль на рубль топливных затрат (П/ТЗ) является показателем эффективности и рентабельности использования топливно-энергетических ресурсов. Рост данного показателя положительно характеризует эффективность использования топливно-энергетических ресурсов, а снижение - отрицательно.

С целью оценки влияния факторов на изменение прибыли на рубль топливно-энергетических затрат в анализе хозяйственной деятельности применяется следующая факторная система.

П

=

П

Х

В

Х

ВП

=

Rоб х ДРП х ТО,

(1.4)

ТЗ

В

ВП

ТЗ

где:

П - прибыль от реализации продукции;

В - выручка от реализации продукции;

ВП - стоимость выпущенной продукции;

ТЗ - топливно-энергетические затраты в себестоимости произведенной продукции;

Rоб - рентабельность оборота (или рентабельность продаж);

ДРП - доля реализованной продукции в стоимости выпущенной продукции;

МО - топливоотдача.

Оценка влияния факторов на изменение прибыли на рубль топливно-энергетических затрат определяется по следующим формулам:

влияние топливоотдачи (Δ (П/ТЗ) ТО = ΔТО х Rоб0 х ДРП0;

- влияние доли реализованной продукции в стоимости выпущенной продукции (Δ (П/ТЗ) ДРП = ТО1 х Rоб0 х Δ ДРП;

влияние рентабельности оборота (Δ (П/ТЗ) Rоб = ТО1 х Δ Rоб х ДРП1.

Как уже было отмечено выше, можно выделить два пути повышения эффективности использования материалов и снижения топливно-энергетических затрат - экстенсивный и интенсивный. Безусловно, резервом считается интенсивный путь, а именно, мероприятия по улучшению использования материалов, приводящие к снижению нормы их расхода.

Белорусские авторы выделяют следующие мероприятия по снижению норм расхода топливно-энергетических ресурсов:

Перейти на страницу: 1 2 3

Монополистическая конкуренция в современной экономике
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасл ...

Молочный рынок России
Сегодня молочный рынок России претерпевает серьезные испытания: внутренняя неустроенность, отсутствие единой стратегии развития отрасли, и четкой системы государственной поддержки, вступление в В ...