Методика анализа использования топлива
Примечание. Источник: [11,12]
Белорусские авторы также выделяют "показатели параметральной, конструктивной, технологической, относительной удельной материалоемкости, коэффициент использования отдельных видов материалов.
Удельная параметральная материалоемкость показывает материальные затраты в расчете на единицу производительности, мощности, грузоподъемности, может измеряться в стоимостном и натуральном выражении на 1Гк, 1кВтчас. и т.п.
Конструктивная удельная материалоемкость "представляет собой отношение чистого веса изделий на единицу технического параметра", измеряется натуральном выражении в расчете на единицу технического параметра, например, тонн на 1 Гк.
Удельная относительная материалоемкость определяется как отношение конструктивной материалоемкости к коэффициенту использования материалов. При этом коэффициент использования материалов рассчитывается отношением полезного расхода материалов (или чистого веса изделия) в натуральном выражении к норме или фактическому расходу материалов.
В анализе важно определить не только уровень и изменение топливоемкости, но и влияние факторов, обусловившие ее изменение. Современные белорусские авторы для анализа факторов топливоемкости предлагают применение различных факторных моделей.
ТЕ = ТЕпр х Кмз, (1.1)
где:
ТЕ - топливоемкость продукции;
ТЕпр - топливоемкость продукции, рассчитанная по прямым материальным затратам как отношение прямых материальных затрат к стоимости продукции;
Кмз - коэффициент соотношения общей суммы материальных затрат и прямых материальных затрат.
Представленная модель (1.1) является мультипликативной, изменение топливоемкости (ΔТЕ) рассматривается под влиянием двух факторов - топливоемкости по прямым материальным затратам (ΔТЕ МЕпр) и коэффициента соотношения общей суммы материальных затрат и прямых материальных затрат (ΔМЕ Кмз).
ΔТЕ = ΔТЕ ТЕпр + ΔТЕ Кмз.
Влияние изменения коэффициента соотношения всех материальных затрат и прямых материальных затрат определяется следующим образом:
ΔТЕ Кмз = ТЕпр0 х Δ Кмз (1.2)
Влияние топливоемкости по прямым материальным затратам рассчитывается по формуле:
ΔТЕ МЕпр = Δ ТЕпр х Кмз1 (1.3)
Прибыль на рубль топливных затрат (П/ТЗ) является показателем эффективности и рентабельности использования топливно-энергетических ресурсов. Рост данного показателя положительно характеризует эффективность использования топливно-энергетических ресурсов, а снижение - отрицательно.
С целью оценки влияния факторов на изменение прибыли на рубль топливно-энергетических затрат в анализе хозяйственной деятельности применяется следующая факторная система.
П |
= |
П |
Х |
В |
Х |
ВП |
= |
Rоб х ДРП х ТО, |
(1.4) |
ТЗ |
В |
ВП |
ТЗ |
где:
П - прибыль от реализации продукции;
В - выручка от реализации продукции;
ВП - стоимость выпущенной продукции;
ТЗ - топливно-энергетические затраты в себестоимости произведенной продукции;
Rоб - рентабельность оборота (или рентабельность продаж);
ДРП - доля реализованной продукции в стоимости выпущенной продукции;
МО - топливоотдача.
Оценка влияния факторов на изменение прибыли на рубль топливно-энергетических затрат определяется по следующим формулам:
влияние топливоотдачи (Δ (П/ТЗ) ТО = ΔТО х Rоб0 х ДРП0;
- влияние доли реализованной продукции в стоимости выпущенной продукции (Δ (П/ТЗ) ДРП = ТО1 х Rоб0 х Δ ДРП;
влияние рентабельности оборота (Δ (П/ТЗ) Rоб = ТО1 х Δ Rоб х ДРП1.
Как уже было отмечено выше, можно выделить два пути повышения эффективности использования материалов и снижения топливно-энергетических затрат - экстенсивный и интенсивный. Безусловно, резервом считается интенсивный путь, а именно, мероприятия по улучшению использования материалов, приводящие к снижению нормы их расхода.
Белорусские авторы выделяют следующие мероприятия по снижению норм расхода топливно-энергетических ресурсов:
Монополистическая конкуренция в современной экономике
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на
котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм
на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасл ...
Молочный рынок России
Сегодня
молочный рынок России претерпевает серьезные испытания: внутренняя
неустроенность, отсутствие единой стратегии развития отрасли, и четкой системы
государственной поддержки, вступление в В ...