Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал
При оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал используется тот же инструментарий, что и в целом для оценки отдачи реальных инвестиций. Основными показателями являются:
• чистая приведенная стоимость (NPV);
• внутренняя норма доходности (IRR);
• норма отдачи человеческого капитала (ROR).
Чистая приведенная стоимость (NPV) рассчитывается как сумма всех дисконтированных денежных потоков, генерируемых в процессе использования человеческого капитала, в сравнении с инвестиционными затратами. Её величина должна быть положительной; чем выше величина NPV, тем выше эффективность инвестирования в человеческий капитал.
Формула 1.
Е - чистый прирост заработка;- ставка дисконтирования;- число лет, в течение которых индивид получает заработную плату.
Инвестиции в образование оказываются приемлемыми только в случае превышения чистой приведённой стоимости нулевой отметки, т.е. величина NPV должна быть положительной.
Это можно представить и графически.
График 1.
Необходимо сравнить издержки (1, 2) и выгоду (3) при принятии решения об инвестировании в образование. Если суммарный заработок превышает издержки, то образование является выгодным.
Рис. 1
Другим методом сравнения издержек и выгоды от вложений средств в образование, который предлагается теоретиками человеческого капитала, является вычисление внутренней нормы доходности (IRR). Известно, что IRR - это такая ставка дисконтирования, при которой NPV обращается в ноль. Поэтому представленное выше уравнение можно записать следующим образом:
Формула 2.
Если внутренняя норма доходности превышает рыночную ставку процента r, то получать образование выгодно. Инвестировать надо в том случае, если IRR≥r.
Сложность подсчета IRR связана с тем, что трудно качественно определить такие факторы, как удовлетворение работой, безопасность рабочего места, неденежные выгоды для индивида в целом. Весьма неоднородными являются затраты на формирование и совершенствование человеческого капитала в различные периоды, что влияет на его качество и отдачу, а в самой теории исходят из гомогенности этих затрат. Дж. Минцер, например, показал, что отдачи в виде заработков достигают своего пика, когда человек отработал 33,75 лет, а затем начинает снижаться. Как правило, на основании использования NPV и IRR делается ряд выводов:
. Чем более продолжительным будет ожидаемый срок трудоспособной жизни, тем вероятнее, что чистая приведённая стоимость вложений в человеческий капитал будет положительной. Этим объясняется участие молодёжи в различных обучающих программах.
. Чем меньше затраты (как прямые, так и косвенные), тем будет выше значение NPV.
. Чем больше разница в оплате труда работников, получивших образование разного уровня, тем больше индивидуумов будет инвестировать в образование.
Норма отдачи человеческого капитала (ROR) рассчитывается как отношение суммарного денежного потока и инвестиционным затратам. Специалисты в данной области выделяют ряд проблем по оценке ROR. В частности М. Блауг, считает, что неверно все расходы на образование рассматривать как инвестиции. Он утверждает, что обучение «предполагает как потребительские, так и инвестиционные аспекты», а поскольку потребление не учитывается, то и оценка ROR будет заниженной. Некорректными расчеты ROR могут быть и в силу того, что в модели не учитываются неденежные составляющие. Величина ROR может оказаться завышенной из-за того, что весьма сложно вычленить в росте заработной платы элементы, которые не связаны с образованием. Значение ROR будет завышенным и в том случае, когда не учитываются повышенные природные способности человека, которые позволяют ему лучше, рациональнее и рентабельнее ориентироваться на рынке труда. В связи с этим возникает проблема определения единицы измерения объема капитала. При рассмотрении инвестиций в образование обычно исходят из числа лет обучения. По мнению специалистов, данный показатель не является адекватным, т.к. существуют флуктуации в качестве образования, что не отражается при измерении объема человеческого капитала и его эффективности. Важными факторами, воздействующими на отдачу человеческого капитала, которые пока еще не получили должной оценки в исследованиях, являются религиозный фактор, а также нравственность, карьеризм, тщеславие. Отдельные авторы при оценке эффективности человеческого капитала выделяют:
Механизмы функционирования Государственного Центра занятости
Исследование
проблем занятости населения всегда было актуальным, что обусловлено высокой
степенью ее значимости для каждого человека и всего общества в целом. В
условиях рыночной экономики сфера ...
Законы развития экономических систем
Данная
тема актуальна, так как экономическое развитие пореформенной России отличалось
сложностью и противоречивостью. Ведущим процессом в экономике и социальных
отношениях являлось развитие капит ...