Теория мультипликатора и акселератора
Теория динамики инвестиций базируется на принципе мультипликатора. Эта концепция помогает уяснить проблемы равновесия, связанные с соответствием между инвестициями и сбережениями.
Понятие мультипликатора было введено в экономическую теорию в 1931 г. Английским экономистом Р. Каном. Он обратил внимание, что государственные затраты на организацию общественных работ, проводимых администрацией Ф. Рузвельта для сокращения безработицы, привели к мультипликативному эффекту занятости - появлению не только первичной занятости, но и вторичной, третичной и т.д.
При расширении общественных работ рост числа занятых оказывается более значительным, чем увеличение числа работников, непосредственно привлекаемых к общественным работам. К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, «вызывают» тем самым дополнительную занятость в отраслях, специализирующихся на выпуске этих товаров во «вторичном» секторе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потребления в смежных отраслях - «третичном» секторе. Таким образом, первоначальные затраты приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения.
Дж. Кейнс уточнил сущность мультипликативного эффекта. Прежде всего происхождение этого эффекта обусловлено спецификой взаимосвязи между величиной располагаемого дохода и объемом потребления, а именно предельной склонностью к потреблению (МРС). Предельная склонность к потреблению определяет поведение потребителей таким образом, что в случае сокращения реального дохода они снижают свое потребление в той же пропорции. Подобные действия потребителей усиливают последствия любого рода изменений величины плановых инвестиций.
Так, если величина реальных плановых инвестиций падает в первом цикле на 100 млн ден. ед., то следствием этого является сокращение доходов работающих в строительстве, которые в соответствие с предельной склонностью к потреблению (предположительно равной 0,75) сокращают объем расходов на собственное потребление на 75 млн ден.ед. (второй цикл).
На эту же сумму теряют доход все те, кто обеспечивал строителей потребительскими благами. Соответственно и их потребление снижается на 0,75, или 56 250 тыс. ден.ед. (75млн * 0,75). К тому времени, когда указанный процесс повториться неопределенно большое число раз (циклов), величина совокупных расходов (инвестиции плюс потребление) сократиться на сумму, в четыре раза превосходящую первоначальное уменьшение инвестиций.
Следовательно, мультипликатор может быть вычислен как:
коэффициент, отражающий зависимость изменения чистого национального продукта от изменения инвестиций:
изменение ЧНП = мультипликатор * изменение в инвестициях;
величина, обратная предельной склонности к потреблению.
мультипликатор = = ,
где MPS - предельная склонность к сбережению,
МРС - предельная склонность к потреблению.
Явление мультипликатора связано с тем, что, во-первых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где расходы одних экономических субъектов являются доходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение величины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП.
Понятие мультипликатора может создать впечатление, что этот эффект положительно сказывается на экономике и следует стремиться к увеличению его значения. Однако, необходимо учитывать и обратные последствия мультипликативного эффекта - так называемый парадокс бережливости. Суть его состоит в том, что любое уменьшение совокупных расходов, в частности инвестиций, приведёт к многократным, умноженным на мультипликатор, потерям для общества, т.е. снижению ЧНП. Таким образом, парадокс состоит в том, что попытки общества больше сберегать могут фактически привести к тому же или даже меньшему объёму сбережений. Поэтому для обеспечения стабильности экономики желательно иметь оптимальный (не столь высокий) уровень мультипликатора.
Увеличение объёмов инвестиций приводит к росту доходов в отраслях, производящих капитальные блага, и это обстоятельство вызывает увеличение потребительских расходов. Следовательно, увеличение инвестиций ведет к росту потребительского дохода. Однако это может в свою очередь вызвать дальнейший рост инвестиций. Увеличение инвестиций на базе прироста дохода сопровождается эффектом акселерации, или ускорения.
Процесс наращивания дохода может (по крайней мере, на короткое время) перейти границы, воздвигаемые мультипликатором. Это объясняется взаимодействием мультипликатора и акселератора. Первоначально происходит самостоятельное (автономное) возрастание инвестиций. Это приводит к увеличению дохода в умноженном размере в соответствии с величиной мультипликатора. Указанное увеличение дохода может, однако, вызвать дальнейшее увеличение инвестиций.
Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия
Инвестиционная привлекательность предприятия для инвесторов
определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные
средства. Уровень дохода обусловлен уровнем рисков невозврата ...
Микроэкономические условия обеспечения устойчивого функционирования и развития региона
В начале XX века российским ученым В.И. Вернадским было
разработано учение о биосфере, живом веществе (организующим земную оболочку) и
эволюции биосферы в ноосферу. Ноосфера (от греч. noos - разум ...