Рентабельность продукции - важнейший фактор обеспечения экономической эффективности и конкурентоспособности предприятия
Аналогично определяется рентабельность заемных средств, как долгосрочных и краткосрочных в целом, так и отдельно краткосрочных пассивов.
К прочим показателям рентабельности, прежде всего, относят показатели рентабельности акций.
Одним из существенных показателей является показатель рентабельности инвестиций[21, с.184]:
Ринв= (Дф.в/ ФВ) х 100 , (1.9)
где Ринв - рентабельность инвестиций;
Дф.в - доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;
ФВ - сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
В понятии рентабельности производства сопоставляются накопления, создаваемые в процессе изготовления продукции, с первоначально выделенными данному предприятию производственными фондами. Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия.
Экономический смысл рентабельности производства не ограничивается снижением затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции. Масса средств, участвующих в производственном процессе, существенно отличается от их количества, которое входит в сумму затрат, связанных с изготовлением продукции. В процессе производства принимает участие огромное количество основных фондов, материализованных в зданиях, сооружениях оборудовании и инвентаре. В издержки же производства включается их амортизация, т.е. доля их стоимости, переносимая в тот или иной период времени на себестоимость производимой продукции. Стоимость оборотных фондов включается в издержки производства только в сумме, израсходованной при изготовлении продукции.
Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет.
Основным фактором роста прибыли является снижение себестоимость продукции. Однако на величину балансовой прибыли оказывает влияние еще ряд факторов: изменение цен на продукцию, величина остатка нереализованной продукции, объем реализации, структура производства и другие. Первый фактор учитывается только в тех случаях, когда имеются достаточно веские основания считать, что в предстоящем периоде произойдет изменение цен. А именно их повышение в связи с улучшением качества продукции или снижение из-за старения отдельных видов продукции, насыщенности рынка потребителей некоторыми изделиями или в связи с переходом на новую технику и технологию производства. Повышение рентабельности производства означает рост отдачи на каждый рубль авансированных средств и, тем самым, более эффективное их использование.
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников, экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Общая динамика рентабельности продукции промышленности за 2011год представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Группировка организаций по уровню рентабельности реализованной продукции за 2011 год (в процентах к общему числу предприятий)
Нерента- бельных |
Рентабе- льных |
Из них с уровнем рентабельности (в процентах к рентабельным) | ||||
0-5 |
5 -10 |
10 -20 |
св. 20 | |||
Республика Беларусь |
16,5 |
83,5 |
36,1 |
23,4 |
23,8 |
16,6 |
промышленность |
16,1 |
83,9 |
32,6 |
26,7 |
26,5 |
14,3 |
сельское хозяйство |
30,8 |
69,2 |
55,1 |
19,2 |
16,8 |
9,0 |
транспорт |
10,7 |
89,3 |
34,1 |
29,5 |
23,9 |
12,5 |
связь |
5,5 |
94,5 |
17,3 |
15,4 |
34,6 |
34,6 |
строительство |
7,2 |
92,8 |
32,3 |
28,7 |
24,8 |
14,2 |
торговля и общественное питание |
12,8 |
87,2 |
35,0 |
20,4 |
22,3 |
22,3 |
материально-техническое снабжение и сбыт |
2,8 |
97,2 |
10,1 |
18,8 |
20,3 |
50,7 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
19,6 |
80,4 |
61,2 |
18,4 |
13,4 |
7,0 |
Модели поведения фирм институциональная, предпринимательская, контрактная
Фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый
институт современной экономической системы. Подобно тому, как сама фирма прошла
длительный этап формирования внутренних организац ...
Диалектика формы и содержания общественного производства
Общественное
производство - одна из самых актуальных экономических проблем нашего времени.
Ведь решение важнейших экономических и социальных проблем рыночного переустройства
России связано не тол ...