Основные этапы и принципы реинжиниринга инновационных процессов

Выделение стержневых бизнес-процессов

Экономическая практика последних десятилетий убедительно доказывает нам, что компаниям больше нет ни необходимости, ни смысла организовывать свою работу на основе принципов разделения труда Адама Смита. Выполнение работы путем ее разделения на отдельные операции в сегодняшнем мире является устаревшей концепцией. Работа компании должна организовываться вокруг бизнес-процессов.

Бизнес-процесс - совокупность действий, при осуществлении которых производится определенный набор продуктов и/или услуг.

Такой подход получил название процессного, и на его основе были разработаны такие успешно применяемые сегодня концепции, как управление процессами, улучшение качества, тотальное управление качеством, Кайцен, реинжиниринг и ряд других.

Многие организационные проблемы имеют межфункциональную природу. Концепцию бизнес-процессов следует применять на практике, чтобы помочь менеджменту быть более эффективным и улучшить работу компании.

Хотя люди, вовлеченные в процесс производства, мыслили в терминах производственных процессов в течение многих десятилетий, теория бизнес-процессов впервые появилась меньше двадцати лет назад, и сначала была встречена в основном с полным равнодушием. Даже те немногие, кто заинтересовался идеей, выражали скептицизм в отношении ее реальных достоинств, и только в связи с массовым внедрением концепции тотального управления качеством идея управления бизнес-процессами начала набирать обороты.

Компаниям пришлось признать, что они тратят громадные деньги и время на управление своей функциональной иерархией. Для большинства менеджеров - это единственная цель их трудовой жизни. Но работа движется не вверх и вниз вдоль функциональной иерархии, она течет сквозь организацию в виде набора бизнес-процессов, которые в большинстве организаций никем не управляются и никто за них не отвечает.

Процессы можно описать на разных уровнях, но они всегда имеют начало, определенное количество шагов и четко обозначенный конец. Не существует стандартного перечня процессов, и организации должны разрабатывать свои собственные. Описание бизнес-процессов даже на макроуровне часто приводит к замечательным результатам, позволяющим глубже проникнуть в глубь явлений.

Связи и взаимоотношения, которые игнорировались или не осознавались, неожиданно оказываются ключевыми для эффективного функционирования всей организации.

Не существует жестких и простых правил относительно того, насколько широко или узко следует описывать процессы, и организации часто приходят к различным взглядам, даже когда процессы, которые они описывают, похожи. На практике это не имеет значения при условии, что описанные процессы представляют собой полные и цельные потоки работы и никакие этапы не пропущены. В ходе анализа, например, могут быть выделены следующие стержневые бизнес-процессы предприятия:

· Разработка новой продукции или услуги

· Процесс материального обеспечения

· Процесс создания продукции или оказания услуги

· Обработка индивидуальных заказов

· Процесс сервисного обслуживания

.5.2 Составление процессной карты

После идентификации стержневых бизнес-процессов важно показать, каким образом эти процессы соотносятся с функциональными подразделениями исследуемого предприятия. С этой целью составляется процессная карта компании. На ней совмещаются с одной стороны существующие отделы фирмы, а с другой - выделенные стержневые бизнес-процессы.

Для составления этой карты необходимо определить участие отделов в бизнес-процессах. Результаты исследований в этой сфере могут быть сведены в таблицу

Таблица 2 Участие отделов в стержневых бизнес-процессах

Наименование процесса

Вовлеченные отделы

Разработка новой продукции или услуги

Технический отдел, производственный отдел, планово-экономический отдел

Процесс материального обеспечения

Финансовый отдел

Процесс создания продукции или оказания услуги

Производственный отдел, планово-экономический отдел

Обработка индивидуальных заказов

Планово-экономический отдел, технический отдел, производственный отдел

Процесс сервисного обслуживания

Финансовый отдел, технический отдел

Перейти на страницу: 1 2 3

Материально-техническая база предприятия
В настоящее время значительно изменяется во всем мире отношение к главной производительной силе общества - человеку. Роль человека в процессе экономического развития постоянно растет. Это в полно ...

Механизм создания собственного дела без образования юридического лица на примере ИП Кутаков Б.В
Сегодня становится все более ясным огромное значение сектора индивидуального предпринимательства в России. Число людей, решивших посвятить себя собственному делу, становится с каждым годом все бол ...