Денежно-кредитная политика: понятие, цели, инструменты

На рисунке 1.3 кривая спроса AD представляет исходное состояние экономики без государственного сектора. Предположим, государство приняло решение о проведении бюджетно-налоговой экспансии с целью сокращения безработицы (то есть увеличения уровня выпуска). Кривая AD1 представляет совокупный спрос, включающий государственные расходы G. В результате изменения равновесия, которое из точки e перешло в точку e1, возрос уровень доходов (выпуска) с Ye до Ye1.

Рис. 8.3

AD AD1 = MPC * Y + I + G e AD2 = MPC * Y + I + G - DI

AD = MPC * Y + I

I DY

0 Ye Ye2 Ye1 e1

Однако известно, что изменение реального дохода меняет ситуацию на денежном рынке. На рисунке 1.4 кривые Sm и Dm представляют исходное состояние денежного рынка до проведения бюджетно-налоговой экспансии: денежная масса равна M, процентная ставка равна ie.

Рис. 1.4

Sm

i

e1

i1e

ie e

D1m

Dm

0 М M

Увеличение государственных расходов (или сокращение налогов) на фазе спада, приводит, как известно, к росту совокупного спроса и, следовательно, к росту реального объема производства и дохода. Однако рост реального дохода приводит к росту спроса на деньги, что повышает ставку процента: на рисунке 1.4. кривая спроса на деньги Dm сдвигается вправо в положение D1m, в результате чего процентная ставка увеличится с ie до i1e. Повышение процентной ставки, как известно, вызывает сокращение частных инвестиций. Следовательно, и совокупный спрос, и реальный объем производства (дохода) также сократятся.

Результат этого процесса получил название эффекта вытеснения частных инвестиций государственными расходами. Поэтому многие экономисты (монетаристы) выступают против активной бюджетно-налоговой политики, полагая, что невозможно точно предсказать результаты ее проведения.

Существуют и другие проблемы, ставящие под сомнение эффективность инструментов активной бюджетно-налоговой политики, о чем уже говорилось в лекции 6. Кроме того, предпочтение, которое многие экономисты и политики отдают денежно-кредитной политике, обусловлено независимостью последней от законодательной деятельности. Денежно-кредитные инструменты использует Центральный банк, а его решения не нуждаются в одобрении законодателей, а потому могут быть претворены в жизнь гораздо оперативнее, чем бюджетно-налоговые инструменты.

Однако, будучи формально независимым и от правительства, Центральный банк координирует свои решения с Министерством финансов, которое отвечает за бюджетно-налоговую политику. В качестве примера успешного сотрудничества Центрального банка и правительства США по стабилизации экономики можно привести ситуации начала 80-х годов, когда в США начался спад и усилилась инфляция:

Денежно-кредитная политика была направлена на сокращение денежной массы с целью снижения темпов инфляции.

Она была поддержана соответствующей бюджетно-налоговой политикой с целью предотвращения падения совокупного спроса.

В заключение отметим, что стабилизационная политика как политика «точной настройки» совокупного спроса принесла серьезные разочарования. Многие полагают, что

она может (в той или иной степени) решать проблемы безработицы, но не справляется с инфляцией;

она не может решить всех проблем, связанных с экономическим ростом.

В связи с этим все большее признание стали получать рекомендации сторонников экономики предложения.

АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И БЮЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Инвестиции как фактор экономического роста
инвестиционный экономический рынок Проблемы экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике раз ...

Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в управленческом учете
По причине усиления роли управленческого учета в принятии стратегических и тактических решений и необходимостью формировать экономически обоснованную и корректную себестоимость возникают вопросы ...