Денежно-кредитная политика: понятие, цели, инструменты
На рисунке 1.3 кривая спроса AD представляет исходное состояние экономики без государственного сектора. Предположим, государство приняло решение о проведении бюджетно-налоговой экспансии с целью сокращения безработицы (то есть увеличения уровня выпуска). Кривая AD1 представляет совокупный спрос, включающий государственные расходы G. В результате изменения равновесия, которое из точки e перешло в точку e1, возрос уровень доходов (выпуска) с Ye до Ye1.
Рис. 8.3
AD AD1 = MPC * Y + I + G e AD2 = MPC * Y + I + G - DI
AD = MPC * Y + I
I DY
0 Ye Ye2 Ye1 e1
Однако известно, что изменение реального дохода меняет ситуацию на денежном рынке. На рисунке 1.4 кривые Sm и Dm представляют исходное состояние денежного рынка до проведения бюджетно-налоговой экспансии: денежная масса равна M, процентная ставка равна ie.
Рис. 1.4
Sm
i
e1
i1e
ie e
D1m
Dm
0 М M
Увеличение государственных расходов (или сокращение налогов) на фазе спада, приводит, как известно, к росту совокупного спроса и, следовательно, к росту реального объема производства и дохода. Однако рост реального дохода приводит к росту спроса на деньги, что повышает ставку процента: на рисунке 1.4. кривая спроса на деньги Dm сдвигается вправо в положение D1m, в результате чего процентная ставка увеличится с ie до i1e. Повышение процентной ставки, как известно, вызывает сокращение частных инвестиций. Следовательно, и совокупный спрос, и реальный объем производства (дохода) также сократятся.
Результат этого процесса получил название эффекта вытеснения частных инвестиций государственными расходами. Поэтому многие экономисты (монетаристы) выступают против активной бюджетно-налоговой политики, полагая, что невозможно точно предсказать результаты ее проведения.
Существуют и другие проблемы, ставящие под сомнение эффективность инструментов активной бюджетно-налоговой политики, о чем уже говорилось в лекции 6. Кроме того, предпочтение, которое многие экономисты и политики отдают денежно-кредитной политике, обусловлено независимостью последней от законодательной деятельности. Денежно-кредитные инструменты использует Центральный банк, а его решения не нуждаются в одобрении законодателей, а потому могут быть претворены в жизнь гораздо оперативнее, чем бюджетно-налоговые инструменты.
Однако, будучи формально независимым и от правительства, Центральный банк координирует свои решения с Министерством финансов, которое отвечает за бюджетно-налоговую политику. В качестве примера успешного сотрудничества Центрального банка и правительства США по стабилизации экономики можно привести ситуации начала 80-х годов, когда в США начался спад и усилилась инфляция:
Денежно-кредитная политика была направлена на сокращение денежной массы с целью снижения темпов инфляции.
Она была поддержана соответствующей бюджетно-налоговой политикой с целью предотвращения падения совокупного спроса.
В заключение отметим, что стабилизационная политика как политика «точной настройки» совокупного спроса принесла серьезные разочарования. Многие полагают, что
она может (в той или иной степени) решать проблемы безработицы, но не справляется с инфляцией;
она не может решить всех проблем, связанных с экономическим ростом.
В связи с этим все большее признание стали получать рекомендации сторонников экономики предложения.
АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И БЮЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Инвестиции как фактор экономического роста
инвестиционный экономический рынок
Проблемы экономического развития страны являются
предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие
процессы происходят в динамике раз ...
Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в управленческом учете
По
причине усиления роли управленческого учета в принятии стратегических и
тактических решений и необходимостью формировать экономически обоснованную и
корректную себестоимость возникают вопросы ...