Сущность, предпосылки и критерии целесообразности диверсификации производства
Диверсификация производства - это расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Историю диверсификации можно представить как эволюцию манипулирования набором товаров и переливом капитала [1].
Или же, проще говоря:
Диверсификация производства - это процесс вынужденного проникновения специализированных компаний в новые для себя сферы и виды экономической деятельности с целью обеспечения стабильных и устойчивых условий функционирования в нестабильной среде.
С одной стороны, эта форма отражает децентрализацию средств производства, а с другой - концентрацию различных видов деятельности, базируется на специализации и кооперации труда. Количественные изменения в специализации и концентрации производства, накапливаясь, приводят к качественному скачку, что находит свое проявление в новой по содержанию форме организации производства - диверсификации [2].
Главная функция диверсификации производства - адекватное приспособление к изменениям внешней среды, и трансформируется она в конкретные цели структурной политики, определяемые потребностью рынка в том или ином виде продукции, работ и услуг. Диверсификация как объективное явление закономерно возникает на определенной стадии развития воспроизводственного процесса при наличии соответствующих предпосылок. Предпосылки диверсификации и новые возможности функционирования фирм сосредоточены в самом товаре и монопродуктовом виде деятельности.
Выбор диверсификационной стратегии зависит главным образом от финансового состояния предприятия. Пока компания получает прибыль в уже освоенной отрасли, необходимости в диверсификации нет. Однако по мере замедления роста диверсификации становится привлекательным средством улучшения перспектив фирмы. Диверсификации быть может и в том случае, если у фирмы есть технологический разработки, ключевые компетенции или ресурсная база для успешной конкуренции в других отраслях.
Рисунок 1. Цели, Мотивы и Предпосылки диверсификации
Помимо основных целей, существуют 3 основные цели диверсификации производства:
• цели роста которые должны способствовать регулированию баланса в условиях благоприятных тенденций;
• цели стабилизации, предназначенные для защиты от неблагоприятных тенденций и непредсказуемых явлений;
• цели гибкости, предусматриваемые для усиления позиции компании в случае непредсказуемых событий.[15]
Не существует готовой формулы для определения готовности фирмы к диверсификации. Вообще считается, что диверсификация назрела если:
1. сужаются возможности развития текущего бизнеса;
2. диверсификация открывает новые возможности повышения потребительской ценности товаров или упрочнения конкурентного положения;
. можно перенести имеющиеся компетенции и возможности в другие отрасли;
. диверсификации в смежные отрасли позволяет сократить издержки производства;
. у фирмы есть финансовые и организационные ресурсы для диверсификации.
. Компании одной отрасли обслуживают разные рыночные ниши, и каждая имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому они избирают разные способы диверсификации и приступают к этому процессу в различное пора.[12]
Деятельность ООО Либрасофт
Основной целью прохождения практики является приобретение практических
навыков работы по специальности и подготовка к самостоятельной профессиональной
деятельности по избранной специальности.
В ...
Международные монополии
Международная
монополия - международная или транснациональная фирма или союз фирм,
контролирующая подавляющую долю рынка в одной или нескольких сферах мирового
хозяйства. Тем самым являясь серьёз ...