Особенности формирования цен в условиях монополистической конкуренции
Каждая фирма, находясь в условиях монополистической конкуренции, проводит собственную ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов. Отсюда следует, что в рамках данной рыночной структуры выпускается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами на единицу продукции. Снижение объема продаж и повышение затрат на единицу продукции - все это своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров.
В российских условиях имеются большие возможности для развития монополистической фирменной конкуренции и создания сферы конкурентного ценообразования. К числу таких рынков можно отнести рынки следующих товаров, в том числе импортных:
безалкогольные напитки - фруктовые воды, лимонад, русский квас, кока-кола, пепси-кола, и др.;
водка, коньяки, ликеры, вина;
пиво бутылочного и баночного разлива;
сигареты и сигары, другие табачные изделия;
многие виды лекарств, имеющих заменители, витамины;
кондитерские изделия - шоколадные конфеты, шоколад;
зубная паста, паста для бритья, кремы, шампуни, одеколоны,
духи, моющие средства;
многие виды одежды, особенно с фирменным знаком;
многие спортивные товары;
телевизионная и радиотехника, видео - и аудиотехника;
часы, фотоаппаратура и фотоматериалы;
большинство видов бытовой техники, например холодильники,
стиральные машины, пылесосы, микроволновые печи и т.д.;
компьютерная техника;
фирменная мебель;
фирменные бытовые услуги - чистка одежды, ремонт квартир,
парикмахерские и др.
многие магазины и палатки розничной торговли в городах.
При монополистической конкуренции линия спроса на продукцию производителя имеет отрицательный наклон, поскольку на рынке продаются товары - заменители, что даёт возможность получить монопольную прибыль в краткосрочном периоде. Из-за отсутствия каких-либо существенных ограничений на вход в отрасль других производителей и выход из неё в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.
Одной из важных характеристик дифференциации продукта является ограниченный контроль над ценами со стороны производителей и продавцов в условиях монополистической конкуренции из-за относительно большого числа фирм, действующих в конкретном секторе рынка. При монополистической конкуренции потребители выбирают продукцию определённых продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за неё, чтобы реализовать свои предпочтения. На таком рынке продавцы и покупатели не связаны стихийно, как на рынке совершенной конкуренции. Однако, контроль фирмы действующей в условиях монополистической конкуренции, над ценой весьма ограничен, поскольку существует множество потенциальных заменителей её продукта.
Кривая спроса, с которым сталкивается продавец в условиях монополистической конкуренции, является в высокой степени эластичной, но не совершенно эластичной. Степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация, тем больше эластичность кривой спроса каждого продавца, то есть тем ближе ситуация к условиям совершенной конкуренции.
Изучение методов и расчёт себестоимости железнодорожных перевозок в условиях, отличных от среднедорожных
Появление в условиях реформирования
железнодорожного транспорта обособленных субъектов управления с разными формами
собственности требует более детальных расчетов себестоимости перевозок
отдельны ...
Значение совокупного спроса в рамках Республики Беларусь
Экономическая
мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы
раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории.
Макроэкономический анализ рыночной эк ...