Эволюция взглядов на фирму в экономической мысли
Под фирмой, как правило, понимается первичная организационная единица бизнеса, обладающая следующими характеристиками [5]:
§ Юридическая самостоятельность: фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих органах страны;
§ Производственная самостоятельность: фирма самостоятельно решает что, где и каким образом производить и продавать;
§ Финансовая самостоятельность: фирма самостоятельно распределяет получаемый доход;
§ Организационная самостоятельность: фирма самостоятельно выбирает тип внутренней организации.
В отношении этих черт наблюдается практически полное единодушие среди экономистов.
Следует отличать фирму - организационную структуру, обладающую выше перечисленными характеристиками, от:
§ предприятия (первичного технологического образования),
§ союзов фирм (в которых происходит только определенная координация активности при сохранении внутренней поведенческой самостоятельности входящих структур).
Эволюция взглядов экономистов на природу, функции и механизм реализации фирмы относится, главным образом, к фирме как таковой и в меньшей степени затрагивает предприятие и союзы фирм.
Существующие теории фирмы можно объединить в три большие группы [5]:
§ технологическая концепция фирмы, являющаяся основой классической и неоклассической теории,
§ институциональная теория фирмы,
§ теоретические исследования поведения фирмы на основе теории игр.
Основные пункты разногласий между данными группами теорий связаны со следующими критериями:
§ Метод исследования поведения фирмы;
§ Факторы, объясняющие наличие в экономике фирм и фирм разного размера;
§ Факторы, объясняющие уровень концентрации в экономике в целом и в отдельных отраслях;
§ Оценка цели деятельности фирмы;
§ Объяснение разнообразия организационных форм фирмы;
§ Выбор ведущих поведенческих характеристик фирмы;
§ Общий механизм функционирования фирмы.
Притом, что объект анализа всегда остается один и тот же - фирма как самостоятельная организационная структура, обладающая выше перечисленными характеристиками, разные теории делают акцент на различных аспектах этого явления, согласно приведенным критериям. Каждый подход позволяет увидеть что-то новое в деятельности фирмы, и в то же время затемняет какие-то другие ее стороны.
С теоретических позиций модель предприятия обычно представляется в виде трех компонент [6]:
§ описания предприятия в виде системы («концепция предприятия»);
§ описания факторов и критериев принятия стратегических решений на предприятии;
§ описание поведения предприятия в деловой и административной среде, а также в пространстве экономических показателей.
Налоги в составе цены. Ценообразование на рынке транспортных услуг
В современном обществе налоги являются основной формой доходов
государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда
сопровождаются преобразованием налоговой системы.
В условиях ...
Методика анализа использования топлива
На современном этапе развития в Республике
Беларусь в процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают
одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения
оптимал ...