Эволюция взглядов на фирму в экономической мысли

Под фирмой, как правило, понимается первичная организационная единица бизнеса, обладающая следующими характеристиками [5]:

§ Юридическая самостоятельность: фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих органах страны;

§ Производственная самостоятельность: фирма самостоятельно решает что, где и каким образом производить и продавать;

§ Финансовая самостоятельность: фирма самостоятельно распределяет получаемый доход;

§ Организационная самостоятельность: фирма самостоятельно выбирает тип внутренней организации.

В отношении этих черт наблюдается практически полное единодушие среди экономистов.

Следует отличать фирму - организационную структуру, обладающую выше перечисленными характеристиками, от:

§ предприятия (первичного технологического образования),

§ союзов фирм (в которых происходит только определенная координация активности при сохранении внутренней поведенческой самостоятельности входящих структур).

Эволюция взглядов экономистов на природу, функции и механизм реализации фирмы относится, главным образом, к фирме как таковой и в меньшей степени затрагивает предприятие и союзы фирм.

Существующие теории фирмы можно объединить в три большие группы [5]:

§ технологическая концепция фирмы, являющаяся основой классической и неоклассической теории,

§ институциональная теория фирмы,

§ теоретические исследования поведения фирмы на основе теории игр.

Основные пункты разногласий между данными группами теорий связаны со следующими критериями:

§ Метод исследования поведения фирмы;

§ Факторы, объясняющие наличие в экономике фирм и фирм разного размера;

§ Факторы, объясняющие уровень концентрации в экономике в целом и в отдельных отраслях;

§ Оценка цели деятельности фирмы;

§ Объяснение разнообразия организационных форм фирмы;

§ Выбор ведущих поведенческих характеристик фирмы;

§ Общий механизм функционирования фирмы.

Притом, что объект анализа всегда остается один и тот же - фирма как самостоятельная организационная структура, обладающая выше перечисленными характеристиками, разные теории делают акцент на различных аспектах этого явления, согласно приведенным критериям. Каждый подход позволяет увидеть что-то новое в деятельности фирмы, и в то же время затемняет какие-то другие ее стороны.

С теоретических позиций модель предприятия обычно представляется в виде трех компонент [6]:

§ описания предприятия в виде системы («концепция предприятия»);

§ описания факторов и критериев принятия стратегических решений на предприятии;

§ описание поведения предприятия в деловой и административной среде, а также в пространстве экономических показателей.

Налоги в составе цены. Ценообразование на рынке транспортных услуг
В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В условиях ...

Методика анализа использования топлива
На современном этапе развития в Республике Беларусь в процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения оптимал ...