Государственное регулирование цен
По степени и способу участия государства в регулировании цен они подразделяются на жестко фиксированные (изменяемые или договорные); регулируемые (изменяемые); договорные (контрактные); свободные (рыночные).
· Фиксируемые (изменяемые или договорные) цены устанавливаются субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.
· Регулируемые (изменяемые) цены определяются соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.
· Договорные (контрактные) цены устанавливаются предварительным согласованием между продавцом и покупателем.
· Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, так как формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.
В соответствии с Законом «О ценообразовании» под его государственным регулирование понимается: «воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно - финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налогово, тарифной политики) регулирования».
Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются:
На товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
Отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Можно выделить следующие методы государственного регулирования:
· Экономическое (косвенное) регулирование - является основой ценового регулирования в практике развитых стран, так как в этом случае сохраняется экономическая обоснованность цен; осуществляется путем изменения цен товаров под влиянием спроса и предложения на рынке и условий производства. Регуляторами процесса выступают налоги, условия кредита, размер денежной эмиссии, валютная политика и т.п.
· Административное (прямое) регулирование - предполагает прямое изменение или установление уровня цен (тарифов), порядок их определения, изменения и декларирования посредством законодательных актов.
Основные функции государства в области регулирования ценообразования:
Создание и обеспечение правовой базы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
Контроль над монополиями и их ограничение;
Поддержка незащищенных слоев населения путем установления пособий, модификация цен, налогообложением;
Корректирование распределения ресурсов с целью улучшения структуры национального продукта;
Стимулирование экономического роста;
Контроль за уровнем занятости и инфляции.
Механизмы государственного регулирования экономики по реализации задач развития страны
Актуальность
темы работы обусловлена насущной необходимостью решения задачи, имеющей
исключительно важное значение для России - разработки направлений
социально-экономического развития и экономич ...
Модернизация хозяйственных взаимодействий на основе развития интернет-услуг
Современные
трансформации хозяйственных систем, основные характеристики экономического
роста связаны с возрастающей значимостью наукоемкого, высокотехнологичного
производства и сферы услуг. В усл ...