Состав и содержание калькуляционных статей расходов

Процентные расходы включают проценты, уплаченные банком за полученные кредиты, остатки средств на счетах до востребования и срочных депозитов, которые открыты для физических и юридических лиц, включая банки, процентные платежи по выпущенным векселям, облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам.

Банк несет затраты в связи с уплатой комиссии за операции с ценными бумагами и иностранной валютой, за услуги кассовые, расчетные, по инкассации, за полученные гарантии и т.д.

Прочие непроцентные расходы имеют форму дисконтного расхода, расходов спекулятивного характера на рынке, переоценки активов, штрафов, пеней и неустоек, расходов на содержание аппарата управления (оплата труда, подготовка кадров и др.), хозяйственных расходов.

Процентные расходы банка за отчетный период выросли в 1,332 раза. Т.е. процентные расходы растут с большими темпами, чем процентные доходы (выросли в 1,288 раза).

В структуре расходов процентные расходы 2010 года составляют большую величину, чем в 2009 году: 60,3 и 59,6 % соответственно. В том числе в структуре расходов выросли на 1,1% проценты, уплаченные по депозитам физических лиц, также на 1,1% - процентные расходы по прочим привлеченным средствам и на 1,6% - процентные расходы от операций с ценными бумагами.

Доля непроцентных расходов в отчетном году сократилась за счет снижения в структуре доли непроцентных расходов по операциям с ценными бумагами и иностранной валютой.

В общей величине расходы выросли на 31,6%, а доходы - на 30,8%, т.е. имеет место опережающий рост расходов над доходами.

Для учета расходов банка к балансовому счету 702 открывается девять балансовых счетов второго порядка. В основу их выделения положены несколько признаков, включая форму расхода, вид пассивной операции, характер расхода.

Группировка затрат по статьям расходов даёт возможность определить себестоимость отдельных видов работ и услуг, установить под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести работу по её снижению, т.к. снижение себестоимости услуг означает экономию овеществлённого и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста доходов и прибыли предприятия.

На основе балансовых счетов второго порядка выделяются следующие группы расходов:

проценты, уплаченные за привлеченные кредиты;

проценты, уплаченные юридическим лицам по привлеченным средствам;

проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам;

расходы по операциям с ценными бумагами;

расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями;

расходы на содержание аппарата управления;

расходы по организациям банков;

штрафы, пени, неустойки уплаченные;

другие расходы.

В рамках каждой группы расходов выделяются более детальные их виды, которые учитываются на аналитических счетах (например, расходы по видам кредиторов, штрафы по видам нарушений, процентные расходы по характеру деятельности и статусу владельцев счетов и т.д.).

По периоду, к которому относятся расходы, выделяются расходы текущего периода и расходы будущих периодов. Последние могут быть связаны с начисленными, но не выплаченными процентами по кредитным и депозитным операциям, по операциям с ценными бумагами, отрицательными разницами переоценки активов.

По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Эти затраты учитываются полностью на расходных счетах банка, но затраты сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка.

По влиянию на налогооблагаемую базу затраты банка делятся на три группы:

) расходы, относимые на себестоимость банковских услуг (т.е. учитываемые на расходных счетах) и уменьшающие налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль;

) расходы, учитываемые на расходных счетах, но не уменьшающие налогооблагаемую базу банка;

) расходы, прямо относимые на убытки банка и не учитываемые при расчете налогооблагаемой базы банка.

В соответствии с традиционно принятой в отечественном бухгалтерском учете методологией определения затрат расходы банка, связанные с осуществлением его активных операций, могут быть разделены на прямые и косвенные. Прямые расходы непосредственно относят на осуществление определенной операции или групп операций, в то время как косвенные расходы имеют обще-банковский характер и являются по своей сути накладными.

Выделяя прямые и распределяя косвенные затраты по отдельным операциям, можно определить внутреннюю стоимость отдельных банковских операций.

Перейти на страницу: 1 2 3

Методы составления сметной документации, состав и виды смет
сметная документация строительство В строительстве правоотношения субъектов хозяйственной деятельности (заказчиков и подрядчиков) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. «Строитель ...

Место России в международном разделении труда
На фоне мировой глобализации охватывающей уже практически все сферы общества, каждой стране отводится своя роль в этом процессе или так сказать явлении. Предметом особого рассмотрения является эко ...