Реформирование естественных монополий в России
Таким образом, основной целью проводимой государственной политики является достижение баланса экономических интересов монополистов, проявляющегося в улучшение своего финансово-хозяйственного положения и удовлетворении спроса на услуги естественных монополий потребителей.
Проводимые сегодня в нашей стране реформы естественных монополий во многом основаны на успешном международном опыте реструктуризации и развитии рынков электроэнергии, газа и железнодорожных перевозок. Однако, в нашей стране отсутствует необходимая законодательная база, опыт экономического регулирования, большие размеры монополистических образований и "непрозрачность" их производственно-хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что реформирование отраслей естественных монополий в нашей стране прошло несколько этапов [25, c.37-38].
) Проведение реформирования отраслей естественных монополий (1992-1995 гг.) на основе общей структурной политики, осуществляемой государством, без учета особенностей производственной деятельности данных отраслей и их роли в обеспечении экономической безопасности страны. Знаковым событием первого этапа реформирования стало создание РАО "ЕЭС России".
Реформы в отраслях производственной инфраструктуры (а значит, в той или иной мере и в сфере их естественной монополии) вначале были индуцированы мероприятиями, проводимыми в рамках общей макроэкономической политики. В указанном аспекте они могут рассматриваться как "эхо" в системе мероприятий, проводимых в общем русле реформ. Осуществление реформ на макроэкономическом уровне во многом определяет мероприятия по реформированию естественных монополий. В то же время реформы в сферах естественных монополий отличаются от реформ в базовых, неинфраструктурных отраслях и по характеру, и по времени их проведения, и по интенсивности.
Реформирование в сферах естественных монополий РФ осуществлялось в рамках масштабных социально-экономических изменений общества и экономики после распада СССР, в условиях глубокого кризиса, связанного, в том числе, с реализующимися в отечественной практике способами перехода к рынку, диверсификации форм собственности, формирования новых институциональных отношений [2, c. 20].
) Второй этап (1995-2003 гг.) связан с принятием закона "О естественных монополиях". До сих пор закон "О естественных монополиях" является базовым документом, определяющих и регламентирующий деятельность данных отраслей. На данном этапе изменился взгляд на роль естественных монополий в экономике страны, на основе чего был выработан вектор их реформирования. Естественные монополии стали рассматриваться как инфраструктурные отрасли.
3) Начиная с 2003 г. по настоящее время - третий этап реформирования. Начало данному этапу было положено принятием пакета федеральных законов, регламентирующих преобразования в отрасли. С 1 апреля 2003 г. вступил в силу пакет законов об электроэнергетике, заложивших основы проводимой реформы. Следует отметить, что первоначально концепции реструктуризации и реформирования отраслей естественных монополий разрабатывалась на основе зарубежного опыта.
Реформирование отечественных отраслей естественных монополий в современных условиях сводится к следующему:
- уменьшение степени государственного регулирования деятельности естественных монополий, благодаря применению государственно-частного партнерства;
- выделение монопольного ядра и структурных составляющих, осуществляющих свою деятельность в соответствии с правилами рынка.
Таким образом, реформирование естественных монополий направлено на повышение эффективности монополистических образований, выделение из их структуры конкурентных сегментов, повышение конкурентоспособности отраслей на отечественном и международном рынке, а также привлечение инвестиций. Кроме того, осуществляемые в современных условиях реформы инфраструктурных отраслей подразумевают и развитие государственно-частного партнерства.
Допуск частного капитала в естественно монопольную сферу, как свидетельствует опыт многих стран, может осуществляться на основе пере-дачи от государства частному инвестору либо прав собственности (прямая приватизация), либо функций по управлению инфраструктурными отраслями (например, на концессионной основе) [5, c.37].
Базовым вектором проводимых сегодня в России реформ естественных монополий выступает следующее направление: выделение производственной и инфраструктурной стадии. В соответствии с международным опытом, можно выделить три основные теоретические модели с соответствующими вариантами структурной политики.
Механизм социального партнерства и особенности его реализации в современных условиях
Социально-экономические преобразования,
происходящие в современной России: способствуют утверждению общества, в котором
бы признавались, соблюдались и защищались права человека в сфере труда,
...
Деятельность ОАО Гомельская мебельная фабрика Прогресс
Цель
производственной (преддипломной) практики по данной специализации заключается в
закреплении теоретических знаний, полученных в результате изучения курсов
«Экономика организации (предприятия) ...