Реформирование РАО «ЕЭС»

В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.

В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу - тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

В декабре 2007 - январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК".

Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.

В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок - "рынок на сутки вперед" (РСВ). В 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.

Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.

В результате проведения преобразований было принято решение о прекращении существования крупнейшей мировой электроэнергетической монополии - РАО "ЕЭС России" - 30 июня 2010 г. В ходе реформы электроэнергетики были созданы 24 компании. Завершение работы РАО "ЕЭС России" - один из важнейших этапов государственной реформы электроэнергетики, которая проходит в стране.

Существуют самые разные оценки последствий этой реформы для отрасли электроэнергетики, для российской экономики в целом и для рядовых потребителей.

Анатолий Чубайс неоднократно говорил о том, что реформа сделает отрасль рентабельной и динамично развивающейся. Также он заявлял, что электроэнергетика после ликвидации РАО «ЕЭС» без координационного и контролирующего центра не останется - эти функции на себя возьмут воссозданное недавно Министерство энергетики, Федеральная сетевая компания и компания «Системный оператор», координирующая работу диспетчерских служб.

По словам директора Центра экономики электроэнергетики Института экономики естественных монополий Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Бориса Файна, реформа электроэнергетики достигла своей главной цели - «привлечения колоссальных объемов инвестиций в развитие электроэнергетической отрасли».

Однако сейчас электроэнергетика переживает непростые времена. С одной стороны, правительство готовится пересмотреть генеральную схему размещения мощностей, эту основу основ реформы, столь триумфально завершившейся 1 июля прошлого года ликвидацией РАО «ЕЭС». Это значит: часть строек будет отменена, другие приостановлены. С другой стороны, многое уже начато, и бросать нельзя, в том числе по чисто техническим причинам. В целом от чего- то придется отказаться, но если брать конкретные объекты - отказываться нельзя ни от чего.

Если отбросить детали, то "план Чубайса", или ГОЭЛРО-2, был прост. Государство распродало генерирующие объекты под обещания инвесторов вложить в стройки около 1 триллиона рублей. "План" базировался, собственно, на том, что никаких кризисов не будет, и план был реалистичен. Но кризис есть, а это означает: ГОЭЛРО-2 трещит по швам.

Вячеслав Синюгин, заместитель министра энергетики, признал, что правительству до конца года придется рассмотреть новую схему размещения мощностей. Эксперты говорят о сокращении ввода объектов в два-три раза. Инвесторы разбежались.

В октябре 2010 года во время финансового кризиса некоммерческое партнёрство «Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики», созданное для лоббирования интересов частных энергетических компаний, обратилось с просьбой о предоставлении кредита Внешэкономбанком на 50 млрд $ по льготной ставке (на уровне ставки рефинансирования Центробанка - 11 % годовых в рублях).

Перейти на страницу: 1 2 3

Заработная плата в Республике Беларусь
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что заработная плата была и остается для большинства членов общества основой их благополучия, а значит, заработная плата и в перспективе будет наибо ...

Мероприятия по росту производительности труда на предприятии
Организация труда на предприятии призвана создавать нормальные для человека условия труда и одновременно системы труда, повышающие доход предприятия. В основе формирования оптимальных условий прим ...