Сущность понятия «естественная монополия»
Естественные монополии представляют собой разновидность чистой монополии, при которой единственный продавец товара (услуги) персонифицирует целую отрасль ввиду отсутствия товаров - субститутов, других производителей и сложности вхождения на рынок.
Для естественного монополиста понятие «отрасль» и «фирма» идентичны, что объясняется совокупностью объективных причин экономического, технико-технологического и юридического характера.
В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на ее товар (услугу).
Естественная монополия существует в двух видах:
. она может быть естественной по происхождению, когда на рынке в результате нормальной конкурентной борьбы естественным образом выжила лишь одна фирма;
. она может быть исторически обусловленной, то есть происходить от абсолютной государственной собственности на какой-либо ресурс. Примером первого является известная южно-африканская компания Де Бирс, сосредоточившая более 90% обработки и продажи натуральных алмазов.
Примером второго являются РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД». Правда, естественная монополия этих гигантов также связана с естественными причинами - сетевым характером доставки блага и положительным эффектом масштаба.
В основе устойчивости естественной монополии лежит экономия, обусловленная размером производства (положительная отдача от масштабов). Для этого должны соблюдаться два условия: а) концентрация производства в пределах одной фирмы приводит к снижению издержек производства единицы продукции (средних издержек), б) объем производства фирмы, при котором достигается минимум средних издержек, превышают общую емкость рынка или близок к ней. Примерами естественных монополий являются коммунальные службы, например, водопровод. Появление конкурирующий службы водоснабжения в каком-либо районе или деление существующей водопроводной компании на ряд независимых подразделений означало бы существенное увеличение затрат как на эксплуатацию, так и на управление и привело бы к снижению общей прибыли.
Естественная монополия, как правило, требует гораздо больших усилий для завладения рынком, нежели для его удержания.
Главное отличие естественной монополии от обычной заключается в том, что на протяжении всей кривой спроса кривые предельных и средних издержек долгосрочного периода имеют отрицательный наклон. Определение оптимальных объемов производства естественной монополии представлено на рисунке 1.
Рис. 1
Из графика видно, что максимум прибыли естественная монополия достигает при объеме производства и цене .
При этом сама прибыль составит площадь прямоугольника , или . Чистые потери общества равны площади фигуры . Так как цена естественной монополии существенно выше предельных издержек, а объем производства значительно ниже, чем в условиях совершенной конкуренции , эти потери представляют внушительную величину.
Деятельность ОАО ЭльВест
Общая
характеристика предприятия (организации)
Кыргызско-Американское
Открытое Акционерное Общество (ОАО) «ЭльВест» зарегистрировано в Министерстве
Юстиции Кыргызской Республики 8 июля 2005 го ...
Инвестиционная деятельность в России проблемы и перспективы развития
На современном этапе экономического развития инвестиционная политика
играют важную роль, как на макро, так и на микро уровне. По сути, они
определяют будущее страны в целом, будущее отдельного суб ...