Сущность понятия «естественная монополия»

Естественные монополии представляют собой разновидность чистой монополии, при которой единственный продавец товара (услуги) персонифицирует целую отрасль ввиду отсутствия товаров - субститутов, других производителей и сложности вхождения на рынок.

Для естественного монополиста понятие «отрасль» и «фирма» идентичны, что объясняется совокупностью объективных причин экономического, технико-технологического и юридического характера.

В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на ее товар (услугу).

Естественная монополия существует в двух видах:

. она может быть естественной по происхождению, когда на рынке в результате нормальной конкурентной борьбы естественным образом выжила лишь одна фирма;

. она может быть исторически обусловленной, то есть происходить от абсолютной государственной собственности на какой-либо ресурс. Примером первого является известная южно-африканская компания Де Бирс, сосредоточившая более 90% обработки и продажи натуральных алмазов.

Примером второго являются РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД». Правда, естественная монополия этих гигантов также связана с естественными причинами - сетевым характером доставки блага и положительным эффектом масштаба.

В основе устойчивости естественной монополии лежит экономия, обусловленная размером производства (положительная отдача от масштабов). Для этого должны соблюдаться два условия: а) концентрация производства в пределах одной фирмы приводит к снижению издержек производства единицы продукции (средних издержек), б) объем производства фирмы, при котором достигается минимум средних издержек, превышают общую емкость рынка или близок к ней. Примерами естественных монополий являются коммунальные службы, например, водопровод. Появление конкурирующий службы водоснабжения в каком-либо районе или деление существующей водопроводной компании на ряд независимых подразделений означало бы существенное увеличение затрат как на эксплуатацию, так и на управление и привело бы к снижению общей прибыли.

Естественная монополия, как правило, требует гораздо больших усилий для завладения рынком, нежели для его удержания.

Главное отличие естественной монополии от обычной заключается в том, что на протяжении всей кривой спроса кривые предельных и средних издержек долгосрочного периода имеют отрицательный наклон. Определение оптимальных объемов производства естественной монополии представлено на рисунке 1.

Рис. 1

Из графика видно, что максимум прибыли естественная монополия достигает при объеме производства и цене .

При этом сама прибыль составит площадь прямоугольника , или . Чистые потери общества равны площади фигуры . Так как цена естественной монополии существенно выше предельных издержек, а объем производства значительно ниже, чем в условиях совершенной конкуренции , эти потери представляют внушительную величину.

Изучение организации деятельности предприятия ОАО Тяжмехпресс
Изучение организации деятельности предприятия. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач: Дать общую характеристику предприятию ОАО «Тяжмехпресс». Описать организационную структу ...

Домохозяйство как объект экономической и социальной политики
В современной экономической системе домашние хозяйства являются одним из важнейших объектов экономической и политической политики, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной ...