Себестоимость продукции, ее значение и задачи анализа

Одним из основных факторов формирования прибыли предприятия является себестоимость продукции. Если она за отчетный период повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за отчетный период обязательно уменьшится за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Процесс формирования себестоимости является одной из составных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

Себестоимость продукции включает различные виды затрат, зависящих и независящих от работы данного предприятия, вытекающих из характера данного производства и не связанных ним непосредственно. В связи с этим большое значение имеет четкое определение состава затрат, которые ее формируют. Структура себестоимости продукции наглядно отображена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1. Затраты формирующие себестоимость продукции

В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности основывается на системе показателей и предполагает использование данных целого ряда источников экономической информации, например: Отчёт о затратах на производство продукции (работ, услуг) (см. Приложение А), Отчёт о прибылях и убытках (см. Приложение В).

Международные монополии
Международная монополия - международная или транснациональная фирма или союз фирм, контролирующая подавляющую долю рынка в одной или нескольких сферах мирового хозяйства. Тем самым являясь серьёз ...

Диагностика организационных, экономических и финансовых параметров деятельности ОАО Фортум
История создания ОАО "Фортум" отражает историю реформирования российской электроэнергетики. ОАО "ТГК-10" (бывшее название компании) являлось одной из четырнадцати территориальн ...